Сезон в Большом вообще-то еще в разгаре — петь и танцевать здесь будут до конца июля, в работе еще две премьеры: 24 мая оперная — «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных», а 4 июля балетная — «Укрощение строптивой». Но театр смотрит вперед и спешит объявить о том, что будет в следующем сезоне. Его руководителей можно понять:
генеральный директор не проработал в Большом еще и года, главный дирижер в должности всего четыре месяца, им хочется поговорить о том, что запланировали именно они, а не их предшественники.
Балет, все так же возглавляемый Сергеем Филиным, при этом отходит на второй план. Если ранее предполагалось, что после открытия исторической сцены после реконструкции количество премьер удвоится (на старой сцене ожидались более классические работы, на новой — более экспериментальные), то теперь обещаны всего три новых спектакля, при этом на исторической сцене — всего один, да и то не особенно премьерный: 23 октября возобновят «Легенду о любви» Юрия Григоровича. Сочиненный для Кировского театра в 1961 году и перенесенный в Москву в 1965-м спектакль был сенсацией 60-х и, в общем, до сих пор имеет некоторый художественный смысл. Хотя сенсацией вряд ли станет: время все же изменилось.
Две другие балетные новинки — «Гамлет» 11 марта и «Герой нашего времени» 13 июня — получат только Новую сцену, несмотря на то что это мировые премьеры и делают их весьма впечатляющие команды. Шекспировский сюжет и Шостакович достались британскому режиссеру Деклану Донеллану и худруку киевского «Модерн-балета» Раду Поклитару; они уже ставили в Большом «Ромео и Джульетту» — в спектакле было столько честной подростковой энергии, что он едва не уморил почтенных наследников Прокофьева. А Лермонтова на музыку Ильи Демуцкого будут отанцовывать худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов, несколько лет назад поставивший для Большого отличную «Золушку».
Поклитару предпочитает босоногие танцы, Посохов присягнул на верность неоклассике — но и тот и другой заведомо отнесены к «негригоровичам», поэтому не должны претендовать на зал с исторической люстрой.
А потом театр удивляется, что и у подрастающей публики взгляды консервативные...
Опера также делит свою работу между двумя площадками. На исторической сцене 26 сентября Туган Сохиев предъявит меломанам концертное исполнение «Орлеанской девы» Чайковского, 27 февраля Михаил Юровский продирижирует «Пиковой дамой» в постановке Льва Додина (худрук МДТ сделал этот спектакль 15 лет назад для Парижской оперы, теперь Большой вступает в копродукцию), а 15 июля Туган Сохиев сыграет «Кармен».
Новая же сцена будет отдана молодым (режиссер Дмитрий Белянушкин представит премьеру по «Истории Кая и Герды» Сергея Баневича 28 ноября), студентам («Свадьбу Фигаро» 24 апреля будут петь участники молодежной оперной программы) и иностранцам («Риголетто» 14 декабря выпускает Роберт Карсен, дирижер Эвелино Пидо).
То есть приоритеты тут тоже расставлены достаточно четко, но просто спектаклей вдвое больше, и это так не бросается в глаза.
В следующие сезоны Туган Сохиев обещает в Большом и Вагнера, и Бриттена, и Генделя, и даже редкого Яначека, а Сергей Филин — Уэйна Макгрегора, Пола Лайтфута и фестиваль Ратманского. Хочется верить во все прекрасное — балетоманам это поможет пережить небогатый сезон. На самый же существенный вопрос, который был задан проникшим на пресс-конференцию зрителем, — о ценах на билеты и о том, как будут люди попадать на спектакли Большого театра, генеральный директор пообещал ответить только осенью. По слухам, дирекция собирается ликвидировать места, с которых вовсе ничего не видно. О том, будет ли она бороться со спекулянтами, не было сказано ни слова.