Лучший спектакль большой формы – «Идеальный муж. Комедия», МХТ им. Чехова, режиссер – Константин Богомолов
После выхода «Идеального мужа» и скандала вокруг спектакля «Карамазовы», вслед за премьерой которого режиссер покинул МХТ, имя Константина Богомолова стало хорошо знакомо не только театралам и театроведам, но и всем пользователям русскоязычного интернета. Спектакль, длящийся четыре с половиной часа и демонстрирующий боевую сатиру на псевдоправославный фашизм, коррупцию, напыщенный псевдопатриотизм и телепошлость, стал даже объектом нападения: на него проник и, по некоторым данным, пытался сорвать его активист Дмитрий Энтео.
«Идеальный муж» – один из явных фаворитов в программе «Маски». Вопрос, получит ли он премию хоть в одной из номинаций, остается чуть ли не главной интригой фестиваля. И дело совсем не в политических причинах (членов жюри трудно упрекнуть в лоялизме), а в острой и агрессивной форме спектакля, которая приходится по душе далеко не всем театральным деятелям, даже тем, кто заявляет открытость всему новому.
Тем не менее, если спектаклю все-таки дадут «Золотую маску», это станет важным событием для российского театра.
И в какой-то степени политическим вызовом: тогда главную премию страны получит спектакль, в финале которого на фоне бело-сине-красного флага торжественно хоронят в одной могиле погибших от трагической любви министра резиновых изделий и звезду шансона, а по совместительству киллера.
Лучший спектакль малой формы – «Москва – Петушки», Студия театрального искусства, режиссер – Сергей Женовач
Семь лет назад, когда председателем жюри «Золотой маски», как и в этом году, был режиссер Адольф Шапиро, фестиваль стал триумфом Сергея Женовача, создателя и худрука Студии театрального искусства. Это был, кажется, единственный случай в истории премии, когда во всех трех основных номинациях – лучшие спектакли большой и малой формы, лучшая работа режиссера – победил один и тот же постановщик. В тот момент Женовача, при всей скромности и неброскости его спектаклей, действительно можно было назвать главным трендсеттером русского театра. Но за последние годы сильно изменились и театральная конъюнктура, и положение студии, по мнению многих экспертов, находящейся сейчас в кризисе.
«Москва – Петушки» же стала для Женовача опытом, во многом уникальным, хотя бы потому, что это чуть ли не единственный в его 27-летней режиссерской биографии случай обращения к тексту, написанному во второй половине XX века. В этом спектакле Женовач впервые за долгое время пытается измениться и нащупать новый для себя язык.
Порой он даже принимается иронизировать над собой, например одевая ангелов в костюмы с логотипом его театра.
Возможно, отчасти поэтому спектакль был довольно прохладно встречен даже многими из тех, кто Женовача очень любит: слишком он не похож на то, что режиссер обычно делает. Вместе с тем среди других номинантов малой формы он выглядит редким островком старого, традиционного театра, но для членов жюри (среди которых в этом году в числе прочих создательница «Театра.doc» Елена Гремина, эстет-авангардист Клим и выпускник Школы театрального лидера Юрий Муравицкий) это станет аргументом скорее против него, чем в его пользу.
Лучшая работа режиссера – Тимофей Кулябин, «Онегин», театр «Красный факел», Новосибирск
За последние годы Тимофей Кулябин успел стать одним из самых ярких и неординарных молодых режиссеров в России. Мало кто в его поколении умеет так виртуозно и профессионально работать в большой форме, мыслит так же жестко и концептуально. В своем пока единственном спектакле в Москве – «Электре» в Театре наций – он обошелся с античной драмой предельно резко:
перенес действие в аэропорт, дополнил его высказываниями ученых-нобелиатов, а в финале произнес открытым текстом: «Бога нет».
«Онегин», созданный режиссером в новосибирском «Красном факеле», где Кулябин постоянно ставит, совсем не столь радикален. Главные достоинства этой постановки – в детальной проработке многофигурных мизансцен и удивительном, парадоксальном и очень чувствительном отношении к тексту Пушкина. Довольно резкое осовременивание (Онегин даже зачитывает с экрана обращение, в котором рассуждает о статусах в фейсбуке) сочетается с восторгом, почти пиететом перед поэтом; мелодика пушкинского стиха льется легко и вдохновенно и во многих эпизодах становится фоном для действия, когда текст звучит в записи, а сцены разыгрываются бессловесно. Тем не менее своим более маститым и известным коллегам по конкурсу – Римасу Туминасу, Льву Додину – Кулябин пока уступает. Самое большее, что он может получить на «Маске», – спецприз жюри.
Лучшая женская роль – Ольга Белинская (Нора), «Кукольный дом», театр «Приют комедианта», режиссер – Юрий Квятковский
Режиссер Юрий Квятковский и драматург Андрей Стадников пошли на непростой эксперимент: они не только перенесли действие пьесы Ибсена «Кукольный дом» в далекое будущее, но и соединили ее с документальными монологами актеров. В них артисты делятся со зрителями глубоко личными воспоминаниями и пытаются найти в себе что-то общее со своими героями.
Не у всех получается, однако слова Ольги Белинской, на которой по-настоящему держится этот спектакль, не просто делают такой прием оправданным, а рождают главный смысл, ради коего эта постановка была затеяна.
Белинская идет на редкую для актрисы самоотверженность, рассказывая те истории, которыми, возможно, раньше она не делилась даже с самыми близкими.
Но главное – актриса обнаруживает в себе ибсеновскую Нору и срастается с ней до полной неразличимости.
Она рассказывает свою личную историю о жизни в огромном богатом доме на краю бедной деревни, с любящим мужем и всеми благами, и о том, как в один прекрасный день решила все это бросить. Оказывается, что это она на самом деле Нора и спектакль не о героине, а об актрисе.
Возможно, Белинская и могла бы претендовать на «Маску», но очевидно, что главная борьба в этой номинации развернется между двумя актрисами, сыгравшими главные роли в двух спектаклях Юрия Бутусова (Александра Урсуляк, сыгравшая Шен Те в «Добром человеке из Сезуана», и Лаура Пицхелаури в «Макбете. Кино»).
Конкурс «Эксперимент» — «SHOOT/GET TREASURE/REPEAT», театр Post, Санкт-Петербург. Режиссеры – Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский
Дмитрий Волкострелов номинируется на «Маску» в конкурсе «Эксперимент» уже не впервые, но вряд ли ее в этот раз получит: его подход к театру кажется слишком бескомпромиссным даже для многих адептов современного искусства.
Спектакль по 16 пьесам Марка Равенхилла – самый масштабный проект созданного режиссером театра Post. Он длится больше шести часов и играется в пяти залах одновременно.
Каждая пьеса показывается несколько раз, как на сеансах в кинотеатре, и зрители вольны выбирать, в каком порядке смотреть мини-спектакли. Придуманный Волкостреловым и Александровским жанр – «Музей 16 пьес», в котором тексты скорее экспонируются, чем разыгрываются. Самыми разными способами: в одном из эпизодов актер и актриса просто молча ужинают на фоне идущих титрами реплик героев, а финальная пьеса и вовсе целиком транслируется с помощью комментариев в фейсбуке, который могут оставлять и сами зрители в режиме реального времени.
Но все эти приемы – лишь метод донесения беспощадного драматического цикла Равенхилла, речь в котором идет о кровавой войне в XXI веке, мире без всякого следа любви, надежды и справедливости, скрепленном лишь силой ненависти и тотального безразличия.
Проект Волкострелова и Александровского действительно сложен для восприятия как умственно, так и физически, поэтому нет ничего удивительного в том, что не все члены жюри «дожили» до конца показа. В такой ситуации «Маска» спектаклю, очевидно, не светит. В том числе и еще по одной причине: как и в прошлые годы, в номинации «Эксперимент» премию присуждают вместе члены драматического и музыкального жюри, а для последних «SHOOT/GET TREASURE/REPEAT» вообще находится совсем в другой плоскости, чем тот театр, которым они привыкли заниматься.