В доме Мельникова, расположенном в Кривоарбатском переулке Москвы, будет организован музей, посвященный жизни и деятельности знаменитого русского архитектора, пропагандиста авангардизма в архитектуре Константина Степановича Мельникова и его сына, художника Виктора Мельникова.
Новый музей станет филиалом Музея архитектуры имени Щусева.
Музей с постоянной экспозицией и хранением коллекций Мельниковых будет располагаться в отдельном здании на улице Воздвиженка. Экскурсии по дому-мастерской будут проводиться небольшими организованными группами — для сохранности памятника архитектуры. А перед этим в 2015 году будет проведена реставрация будущего музея.
Константин Мельников — русский и советский архитектор. Одной из самых известных его построек стал дом, возведенный в конце 20-х, — уникальное по форме здание, цилиндрическая форма которого и сотообразные окна нашли свое отражение в более поздней архитектуре и дизайне.
Мельников строил этот дом для своей семьи c 1927 по 1929 год.
Для экономии строительных материалов и получения большей жилой площади на небольшом участке земли архитектор придумал цилиндрическую форму здания. Фасад полностью остеклен, а на круглых стенах разместились шестиугольные окна. Со временем необычный дом стал одной из достопримечательностей Москвы, а после смерти архитектора в 1974 году за наследием отца стал присматривать Виктор Константинович Мельников, художник. Его стараниями здание не было снесено в 90-е и сохранилось до сегодняшнего дня. Однако со временем мир вокруг дома Мельниковых менялся: сначала здесь возводились новостройки с подземными паркингами, затем в непосредственной близости вырыли котлован для большого коммерческого здания.
Это не могло не сказаться на состоянии дома: сегодня он нуждается в масштабной реставрации.
Однако реставрацию проводить невозможно из-за проблем с собственностью. После смерти Виктора Мельникова вокруг его «семейного гнезда» сложилась скандальная ситуация. Художник, имея право собственности на половину дома в Кривоарбатском переулке, завещал ее сначала своей младшей дочери Елене Мельниковой, потом старшей дочери Екатерине Каринской, а затем лишил обеих права наследства и завещал часть дома и все, что в нем находится, государству. В завещании Виктор Мельников указывал, что в доме следует открыть музей Константина Мельникова, а художественную коллекцию семьи разместить в здании поблизости. После смерти отца дочери художника не согласились с завещанием и оспаривали свое право владеть домом в многолетних судебных тяжбах.
Вторая половина дома Мельниковых принадлежала дочери архитектора Людмиле, потом ее долю выкупил фонд «Русский авангард» члена Совета Федерации предпринимателя Сергея Гордеева.
Гордеев передал купленную долю государству, и сейчас эта половина находится в оперативном управлении у Музея архитектуры.
В доме планировалось создать музей Константина Мельникова, но это было невозможно из-за неопределенности юридического статуса второй половины здания.
Впрочем, позднее музею удалось договориться с Еленой Мельниковой — она поддержала идею создания в доме дедушки и отца музея. Екатерина Каринская тоже была не против музея, но выдвигала ряд претензий к Музею архитектуры и Росимуществу. В частности, она обращала внимание на то, что по завещанию отца рядом с домом следовало выделить здание для коллекций музея.
Воздвиженка, на которой расположен Музей архитектуры, находится в отдалении от Кривоарбатского переулка. Наследница Мельниковых до сих пор живет в доме, который требует ремонта, и не собирается добровольно покидать его.
Несмотря на сложности с определением собственности, Музей Щусева инициировал работы по созданию нового музея, посвященного архитектору-отцу и художнику-сыну. Например, был проведен конкурс идей, каким должна быть новая институция. Победила концепция архитектурного бюро «Citizenstudio & Нина Федорова» с условным названием «Тапки», которая предусматривала полное сохранение интерьеров и обстановки дома. Архитекторы предложили посетителям музея на обувь надеть фланелевые тапочки, как это было принято в советских домах.