«Советский спорт» в Институте русского реалистического искусства
В Институте русского реалистического искусства спорт рассматривают как знаковую систему. Представленный в чистом виде бренд «советского» рассчитан в первую очередь на иностранного зрителя; неслучайно презентация выставки прошла в особняке Sotheby's в Лондоне в декабре 2013 года. Здесь нет места, например, лику Ленина, который соц-артовский художник Александр Косолапов зарифмовал с логотипом «Кока-колы». Только идеологически верные и стилистически монолитные авторы — Александр Дейнека, Исаак Бродский, Александр Самохвалов с их условными, а потому безукоризненными культуристами на широкоформатных полотнах. В таком стилистически монолитном решении даже портрет Владимира Путина в кимоно работы современного художника Дмитрия Врубеля оказывается избавлен от фирменной для этого автора иронии.
«Спорткульт» в галерее «Проун»
В галерее на Винзаводе историю спорта, который в 1920–1960-е годы в СССР стал частью государственной идеологии, рассказывают языком советского искусства. Здесь можно увидеть агитплакаты («Пролетарский туризм — могучее орудие против безделья, религии и мещанства»), работы художников-конструктивистов Густава Клуциса и Александра Родченко, фигурку «Бегуна» и живописных «Футболистов» графика и скульптора Александра Дейнеки. Но лицо выставки создают экспонаты, которые должны вызвать ностальгию, а не восторг: эскизы футбольной формы, старые киноафиши и видеохроника физкультурных парадов, на которой запечатлены напоминающие античные изваяния строители светлого будущего.
«По ту сторону Сочи» в галерее «Победа»
Выставка фотографа агентства Magnum Photos Томаса Дворжака вносит уточняющий штрих в общий портрет Олимпиады как всемирного праздника. По заданию журнала National Geographic Дворжак два года ездил по Северному Кавказу и Абхазии и находил в этом регионе сюжеты, совершенно чуждые возвышенно-патриотическому духу, которым сейчас овеяны Игры в Сочи. Его репортаж — грандиозная стройка, разбавленная фотоотчетами из Абхазии, снимками мятежа исламистов в Кабардино-Балкарии и визитов Путина.
«Спорт! Sport! Спорт!» в музее Востока
Соревнования чукчей-оленеводов, велогонки в туркменском ауле и игра «чинлон» — прототип современного футбола из Мьянмы: на выставке «Спорт! Sport! Спорт!» рассказывают о спортивных играх народов Востока, которые порой оказываются причудливее керлинга и экзотичнее бобслея. Спорт на Востоке — важный элемент зрелища, связанного с ритуальной культурой крепче, чем с государственными амбициями. В музее Востока показывают японские ракетки для игры в волан, мьянманские и эскимосские мячи из оленьей кожи и монгольский костюм для национальной борьбы «надом».
«Сезон побед!» в Манеже
На время работы выставки Манеж превратился в гигантский спортивный стадион, вобравший в себя пять светящихся олимпийских колец — символ пяти континентов и пяти природных стихий. Так, внутри желтого кольца (его стихия — дерево) расположились коллекция лыж и инсталляция «Вперед в будущее» художников Ивана Плюща и Ирины Дрозд из Петербурга. Синее кольцо, символизирующее лидерство, скрывает спортивную форму советских чемпионов — коньки Николая Панина-Коломенкина, первого русского победителя Олимпийских игр 1908 года. В красном и зеленом кольцах можно увидеть сани начала XX века, а также инсталляции современных художников, а черное кольцо стало символом биатлона.