Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Десять к одному

В Еврейском музее открылась выставка «Энди Уорхол: десять знаменитых евреев ХХ века»

В Еврейском музее открылась выставка «Энди Уорхол: десять знаменитых евреев ХХ века», соединяющая портретные работы короля поп-арта с документальными материалами о жизни Зигмунда Фрейда, Сары Бернар, Альберта Эйнштейна, Франца Кафки и других исторических личностей.

Когда нью-йоркский галерист Рональд Фельдман в 1980 году подбивал Энди Уорхола создать портретную серию с персонажами из числа великих евреев, он подразумевал, что этот проект должен придать репутации художника некоторую фундаментальность. К тому времени Уорхол был уже давно и весьма популярен,

но его доверенный дистрибутор хотел превратить скандальную славу в устойчивое реноме классика современности.

Имеется подозрение, впрочем, что знатный поп-артист и без того был уверен в своем эпохальном влиянии на искусство ХХ века, однако за работу взялся не без увлечения. Незадолго до вернисажа в Еврейском музее Нью-Йорка он писал:

«Выставка должна быть простой, без прибамбасов, но мне кажется, что получится весело».

Предположения о том, что же имел в виду Уорхол под словом «весело», могут сейчас выдвинуть и посетители московской экспозиции. Вообще-то никакой особой игривости здесь не обнаруживается — правда, стоит учесть, что в Нью-Йорке 34 года назад были показаны по три варианта каждого портрета. Не исключено, что именно та полутиражная вариативность и забавляла автора.

В Москве все изображения представлены строго по одному: эта часть давнего арт-проекта принадлежит фонду предпринимателя из США Лена Блаватника.

Экспонаты, конечно, подлинные — в той степени, в какой манера позднего Уорхола может соотноситься с привычными понятиями об оригинале художественного произведения. Шелкографные принты на холсте, собственноручно и нарочито подправленные автором, — это и есть оригиналы, ничего «более подлинного» не существовало по определению.

Уорхол предпочитал конструировать подобные портреты на базе собственных поляроидных снимков, но в данном случае речь шла не о живых моделях, а о покойных личностях, поэтому художник работал с архивными фотографиями. Не сказать, чтобы это повлекло за собой какие-то радикальные перемены в уорхоловской эстетике, но все же вышло, пожалуй, чуть торжественнее и иконообразнее, чем с заказными портретами современников. Торжественнее — издалека, а

вблизи заметно, что чрезмерного пиетета перед историческими личностями художник тоже не испытывал.

Где-то вполне «нахально» манипулировал голубыми и розовыми колоритами, где-то совершенно намеренно промахивался с наложенными на лица контурами, где-то устраивал эквилибр из геометрии. Так что упомянутое словечко «весело» могло относиться и к этим вольностям.

Однако игра — не синоним издевки. Несмотря на звучавшие критические ноты, еврейское сообщество Нью-Йорка выставку 1980 года восприняло в целом благожелательно.

Нынешний московский показ тем более не предполагает вопросов и недоумений: перед публикой — в чистом виде хрестоматия.

Обсуждать выбор лиц для портретной галереи было бы тоже странно. Кого Уорхол включил, того и включил; это ведь не энциклопедия и не Доска почета, а почти спонтанная инициатива. Хотя нельзя не придраться к арифметике: строго говоря, знаменитых евреев здесь не десять, а двенадцать. На одном из портретов фигурируют братья Маркс — трое из прославленного комического квинтета. Нетрудно догадаться, что случилась путаница при переходе с английского на русский: уорхоловская серия называлась «Десять портретов знаменитых евреев ХХ века». Количество опусов может не совпадать с количеством персонажей, это само собой разумеется, но устроители почему-то не заметили разницы.

Зато они очень ответственно подошли к биографическим презентациям.

На обороте каждого стенда с портретом располагается мультимедийный мини-комплекс: тексты, объекты, фотографии, наушники, видеомониторы;

можно устремиться к познанию того, чем же интересны герои уорхоловских полотен. Например, услышать, как писательница Гертруда Стайн читает свое стихотворение «Если бы я сказала ему: Законченный портрет Пикассо». Или увидеть Сару Бернар в двухминутном киноэпизоде 1900 года «Дуэль Гамлета». Изучить наглядную схему мироустройства, предложенную философом-экзистенциалистом Мартином Бубером. Ознакомиться с факсимиле письма Франца Кафки к его деспотичному отцу. Насладиться звуками «Рапсодии в голубом» Джорджа Гершвина. Посмеяться над комедией «Утиный суп» тех же братьев Маркс. А заодно и вспомнить про становление государства Израиль: эту линию здесь поддерживают биографии Луиса Брандайса и Голды Меир.

Нынешний проект получился камерным, но обстоятельным.

Обстоятельным, но несколько бесцельным — своего рода эссе о том, что жили в ХХ веке разные выдающиеся евреи, потом они умерли, после смерти их изобразил на свой лад американский русин Энди Уорхол — и тоже умер.

Теперь по этому поводу создан временный мемориал со справочной информацией. Если у выставки и есть некая тонкая сверхидея, то уловить ее затруднительно. Условный девиз «каждому портрету — свой бэкграунд» звучит вроде бы весомо и актуально, однако на практике получается, что новейшие музейные технологии придавливают внятную концепцию. Мегабайтов много, занятных мыслей гораздо меньше, волнующих эмоций — совсем чуть-чуть.

Новости и материалы
Экс-ведущая «Ревизорро» снялась в бикини на Мальдивах
Ученые объявили о прорыве в производстве биотоплива из спирта
Кадыров призвал усилить контроль за школьниками, прогуливающими уроки
Нетаньяху обратился к народу Ирана
В Госдепе США оценили заявления главы минфина Израиля по Западному берегу реки Иордан
Двое подростков пострадали от нападения стаи собак на пляже в Сочи
Дзюбе пожелали побить рекорд Кержакова
Дина Саева после похудения повторила образ Деми Мур в купальнике
Загитова ответила на вопрос о планах на будущее
Марго Робби в укороченном топе показала фигуру через неделю после родов
Ученые предупредили о риске исчезновения двух третей редких лесов из-за климата
Боррель призвал ЕС решить, поддерживать ли Украину «при любом сценарии»
Российского военного будут судить за добровольную сдачу в плен
62-летняя Деми Мур показала фигуру в крошечном бикини: «Модель»
Агент объяснил, зачем «Спартак» выгнал португальского спортивного директора
Лавров рассказал, как страны относятся к просьбе осудить Россию по вопросу Украины
В окружении Мбаппе подтвердили психологические проблемы у футболиста
В США остается неизвестным имя будущего главы Пентагона
Все новости