Занятной традицией Берлинале, третьего по значению мирового кинофестиваля, является присутствие в его основной программе (с незамысловатым названием «Конкурс») фильмов, в этом самом конкурсе не участвующих. Обычно это большие премьеры с громкими именами. В этом году в «Конкурсе», но вне конкурса
представлены «Нимфоманка. Том I» (Nymphomaniac Volume I) Ларса фон Триера, «Охотники за сокровищами» (The Monuments Men) Джорджа Клуни и «Красавица и чудовище» (La belle et la bete) Кристофа Гана.
Логика выведения этих фильмов за скобки интуитивно понятна, но не вполне последовательна. Можно сказать, что вне конкурса оказались ленты, которые скорее могут быть отнесены к мейнстриму, чем те, с которыми они соседствуют.
Это вполне относится к «Охотникам за сокровищами» Клуни, в которых он сам, Мэтт Деймон, Билл Мюррей, Джон Гудман и их товарищи спасают произведения искусства от немецко-фашистских захватчиков.
Примерно тот же набор ингредиентов не мешает участвовать в конкурсах Каннского и Венецианского фестивалей картинам братьев Коэн — но там они не так сильно выделяются из программы, как в Берлине, основную программу которого составляют преимущественно малоизвестные условному простому зрителю имена.
Следуя той же логике, можно было бы исключить из состязания и фильм открытия «Отель «Гранд-Будапешт» (The Grand Budapest Hotel) Уэса Андерсона —
здесь под руководством обожаемого многочисленными поклонниками режиссера выступает парад популярных артистов: Эдриен Броди, Райф Файнс, Матьё Амальрик, Уиллем Дефо, Билл Мюррей, Эдвард Нортон, Сирша Ронан, Джейсон Шварцман, Тильда Суинтон, Оуэн Уилсон и многие другие.
Но этот американец любим и фестивальными директорами, а его «Королевство полной луны» открывало в 2012 году Каннский фестиваль, где участвовало в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь». В Берлине с новым фильмом Андерсона поступили точно так же.
В «Нимфоманке» Триера тоже хватает известных актеров — и вряд ли кто-то усомнится в том, что этот режиссер является представителем авторского кино: каждая его картина — акцент в программе того или иного большого фестиваля. Поводом для выведения его за рамки конкурса может быть то, что
«Нимфоманка», пусть и в урезанной прокатной версии, уже идет в кинотеатрах многих стран. Так что премьера полной режиссерской версии обозначается как одно из самых важных фестивальных событий, однако обособляется в программе.
Более сложным представляется случай «Красавицы и чудовища» Кристофа Гана. Его имя хорошо известно поклонникам высокохудожественных фильмов ужасов, но режиссер «Сайлент Хилла» и «Братства волка» не входит в фестивальную обойму и не является рядовым жанровым специалистом. Его место где-то рядом с Гильермо дель Торо, в категории «визионеры». Главные роли в фильме, трейлер которого похож на ремейк диснеевского мультфильма, играют Венсан Кассель и недавний сотриумфатор Каннского кинофестиваля Леа Сейду (она, кстати, появляется и в «Отеле...» у Андерсона). Можно было бы и включить в конкурс, но, видимо, больно странная история для Берлинале.
Сказать, что остальные имена в конкурсной программе ничего не говорят, нельзя: между общеизвестными и совершенно неизвестными много промежуточных ступеней.
В фильме француза алжирского происхождения Рашида Бушареба «Двое мужчин в городе» (Two Men in Town) играют Форест Уитакер и Харви Кейтел (и он есть у Андерсона).
В 2006-м его «Дни славы» (Days of Glory) получали призы в Канне.
Хорошо известен и Ричард Линклейтер — американский «независимый», чей прошлогодний фильм «Перед полуночью» (Before Midnight) получил десятки наград и оказался во множестве списков лучших картин года. Попаданию в берлинский конкурс его новой ленты «Отрочество» (Boyhood) не помешало и то, что мировая премьера уже состоялась недавно на фествале «Сандэнс».
Этот фильм Линклейтер снимал на протяжении 12 лет — чтобы показать историю взросления мальчика (Эллар Колтрейн), которого, по сюжету, растят разведенные родители (их сыграли Итан Хоук и Патрисия Аркетт).
Участвует в конкурсе «Жизнь Райли» (Aimer, boire et chanter) французского классика Алена Рене. В картине норвежца Ханса Петтера Моланда «В порядке исчезновения» (Kraftidioten) играют Стеллан Скарсгаард и Бруно Ганц. Из претендующих на «Золотого медведя» немцев самым представительным кажется Доминик Граф с фильмом «Возлюбленные сестры» (Die geliebten Schwestern).
Вообще привлекающие внимание имена и сюжеты разбросаны по разным программам этого фестиваля, имеющего репутацию одного из самых хаотичных мировых киносмотров. В программах «Форум» и «Панорама» традиционно можно увидеть несколько интересных независимых американских фильмов — если бы их не привезли в Берлин, пришлось бы отправляться за ними на «Сандэнс».
Здесь покажут «Голгофу» (Calvary) англичанина Джона Майкла Макдонаха, «Путешествие на Запад» (Xi You) тайваньца Цая Мин Ляна и «Вторую игру» (Al doilea joc) румына Корнелиу Порумбою.
Здесь же хватает и менее очевидных с точки зрения наблюдения за актуальным кино, но заманивающих важными для мировой культуры именами фильмов. Это документальный фильм Мишеля Гондри «Счастлив ли высокий человек?» (Is the Man Who is Tall Happy?), героем которого стал философ Ноам Хомски.
Или, например, «Похищение Мишеля Уэльбека» (L'enlevement de Michelle Houellebecq) Гийома Никлу, в котором Мишеля Уэльбека играет Мишель Уэльбек.
Или кинопроект «Триптих», сделанный Педро Пиресом вместе с театральным режиссером Робером Лепажем.
В ретроспективах акцент этого года сделан на игре света и тени: в соответствующей программе с названием «Эстетика теней» покажут фильмы японских классиков Кендзи Мизогучи, Ясудзиро Одзу, Акиры Куросавы и менее известных Тейносуке Кинугасы, Микио Нарусе, Кадзиро Ямамоты, Томотаки Тасаки, а также Жана Кокто, Марселя Карне, Жюля Дассена, Фридриха Вильгельма Мурнау, Герхарда Лампрехта, Джона Форда, Сатьяджита Рэя.
Самым же громким событием этой части фестиваля можно назвать показ-концерт отреставрированной версии «Кабинета Доктора Калигари» Роберта Вине, музыку к которой написал преуспевший во всех мыслимых жанрах авангардист Джон Зорн.