Пройдя у дельца с лицом безумного проповедника (Мэттью Макконахи) курс молодого биржевого бойца (краткое содержание — торговля воздухом, кокаин и шлюхи), Джордан Белфорт (Леонардо Ди Каприо) получает лицензию на торговлю акциями и умудряется выйти на работу в «черный понедельник». Наутро после обрушения фондовых рынков 19 октября 1987 года степень востребованности профессии брокер на рынке труда — около ноля.
Вера в лучшее и оптимизм жены (Кристин Милиоти) помогают Джордану обнаружить, что наживаться на стремлении к быстрому обогащению можно не только на Уолл-стрит. Офис его финансовой компании на Лонг-Айленде напоминает турфирму для малоимущих, а акции, которыми там торгуют, сложно назвать ценными. Зато комиссия за заключенную сделку больше похожа не на процент с продаж, а на один из четырехсот сравнительно честных способов отъема денег у доверчивых граждан.
«Беспокоило ли меня то, что я забираю деньги у этих людей? — задается вопросом, глядя в камеру, Белфорт и отвечает: — Я умел тратить их лучше, чем они».
Мартин Скорсезе экранизировал автобиографию создателя компании «Стрэттон Окмонт», который был осужден в 1998 году за мошеннические операции на бирже и отмывание денег. Благодаря сотрудничеству с ФБР он отсидел в тюрьме только 22 месяца. После освобождения он написал книгу о своих похождениях и выступает теперь с семинарами, на которых учит продавать снег в Антарктиде.
Это не кино о сумеречной стороне мира полуподпольных контор, которые разводят людей на деньги в погоне за наживой.
Если вас интересует такое, лучше посмотреть снятую в 2000 году «Бойлерную» Бена Янгера, на которую режиссера-дебютанта отчасти вдохновила и история «Стрэттон Окмонт». Предприимчивую молодежь в его фильме играли Джованни Рибизи, Бен Аффлек и, представьте себе этого человека торгующим акциями, Вин Дизель.
Скорсезе наверняка видел «Бойлерную», иначе бы сцена, в которой Леонардо Ди Каприо показательно разводит клиента по телефону на глазах у восхищенного офиса, не была бы похожа на ремейк аналогичного эпизода с Вином Дизелем.
Позаимствовав этот момент, Скорсезе выкручивает ручки на максимум, доводит дикость происходящего до предела, превращает демонстрацию мошеннического приема в бенефис Ди Каприо.
И так весь фильм. «Волк с Уолл-стрит» — парад пощечин общественному вкусу и морали, напичканный яркими актерскими работами в ярких сценах. И Ди Каприо здесь не самый интересный персонаж: актер смело дает засунуть себе в задницу свечку и превращает каждую передозировку в праздник, но нет в этой роли ни одного нового жеста или выражения лица.
Зато Джона Хилл ходит с невероятной челюстью, которая одна способна затмить исполнителя главной роли. Макконахи бьет себя в грудь, заставляя дрожать воздух перед экраном. Кайл Чендлер расцветает в роли агента ФБР, когда дело доходит до предложения взятки. В какой-то момент словно со съемочной площадки очередного «Железного человека» заходит Джон Фавро.
И все излучают патологическую радость жизни.
Автобиографиям свойственно приукрашивать и героя, и окружающую его действительность, но Скорсезе не собирается разоблачать Белфорта, смотреть на него со стороны, оценивать. Это кино о человеке, которому страшно скучен мир без наркотиков (кокаин, секс, деньги), снятое с позиции такого человека.
И в таком случае сложно упрекнуть фильм в том, что он затянут (почти три часа) или скучен. Так и должно быть: со стороны будни человека, который боится скуки больше, чем тюрьмы, а из развлечений признает только вышеперечисленные, могут показаться довольно однообразными.