Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Черепно-мозговая правда

В Мультимедиа Арт Музее представлена личная коллекция Дэмиена Херста

На выставке «Свобода не гениальность» в Мультимедиа Арт Музее представлена коллекция Дэмиена Херста, одного из самых знаменитых художников современности: автор заспиртованной акулы и бриллиантового черепа выражает свое отношение к искусству и к жизни посредством чужих произведений.

Принято считать, что коллекционер искусства в своем выборе отражает глубинные свойства собственной личности. Суждение это отчасти спорное, поскольку в наши дни, когда траты на художественные произведения называют инвестициями, а сами коллекции нередко формируются арт-консультантами, учитывающими не столько вкусы владельца, сколько рыночную конъюнктуру, разговоры о бессознательных импульсах чреваты ложными выводами. Однако примеров следования за внутренними интенциями встречается все же немало.

И уж со всей определенностью можно сказать, что Дэмиен Хирст в роли собирателя – фигура предельно самостоятельная, никаким влияниям извне не подверженная.

Ему заведомо должно хватать знаний, интуиции, персональных эмоций, ну и денег, конечно, чтобы приобретать те опусы, которые важны лично для него, без оглядки на мнения экспертов.

Означает ли вышесказанное, что коллекция Херста, иронично им озаглавленная Murderme (что-то вроде «Убейменя»), фрагменты которой представлены сейчас на выставке в Москве, служит идеальным образчиком того самого принципа спонтанного самовыражения через работы других художников? В этом пункте оценки у разных зрителей наверняка будут не схожими. Вроде бы заявленный посыл очевиден:

Дэмиен Херст, не будучи связанным по рукам и ногам коллекционерскими условностями, зная ситуацию в арт-мире изнутри, руководствуется лишь своим чутьем и своими прихотями, то есть как раз транслирует собственную натуру с помощью череды приобретений.

Подтверждения этому встречаются на каждом шагу. Скажем, в инсталляции Джеффа Кунса «Три мяча 50/50 Бак» с плавающими в аквариуме баскетбольными мячами сведущий посетитель наверняка усмотрит перекличку с акулой в формальдегиде (та давняя работа Херста носила название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»), а ряд хромированных реди-мейдов «Сигнал. Гудок. Свисток №1» Хаима Стейнбаха столь же неизбежно вызовет ассоциацию с аптечными шкафами, которые Херст трепетно и педантично создавал лет десять назад. Про намеки на бриллиантовый череп, ставший мегахитом второй половины 2000-х, и говорить нечего: в экспозицию включен целый раздел, посвященный черепам и скелетам, от картин старых европейских мастеров в жанре vanitas (тщета) до рентгеновского снимка времен Первой мировой или фотооткрытки конца XIX века с мумией фараона («Кажется, я купил ее на eBay. Поздно ночью, когда выпивал» – так в аннотации владелец прокомментировал происхождение данного экспоната). Кстати, обилие коллекционерских комментариев также добавляет убедительности гипотезе о самовыражении посредством собирательства.

Впрочем, параллелей с собственным творчеством Херста набирается так много, что поневоле начинаешь задумываться: а не намеренная ли все это постановка?

Подобные повороты сюжета часто эксплуатируются в детективных романах: число улик, подкрепляющих определенную версию, становится избыточным, они будто сами плывут в руки – и умный сыщик настораживается… По аналогии нельзя исключать, что часть аудитории заподозрит Херста в подмене коллекционерских мотивировок. При желании в этом выставочном шоу, похожем на кунсткамеру, действительно можно усмотреть намерение коллекционера выстроить антураж вокруг «фигуры умолчания» в виде собственных хитов, отсутствующих в экспозиции. Точнее, минимально обозначенных на пороге, в фойе Мультимедиа Арт Музея. Мол, зритель во всем здесь будет искать глубинные ассоциации с творчеством и мировоззрением самого Херста, оставаясь таким образом в плену у хитроумного самопиара.

Что ж, этого художника и впрямь не назовешь скромнягой, однако он явно не из тех людей, кто ради рекламы готов жертвовать личными пристрастиями.

Скорее всего, имеет место комбинированный сценарий: Дэмиен Херст действительно приобретает то, что ему хочется, но при выборе заглядывает не только в свое подсознание, но и в своеобразную внутреннюю партитуру. К примеру, он наверняка с симпатией относится к наследию Энди Уорхола и купил бы какие-то шелкографии без всякой задней мысли, но в коллекции оказались именно те уорхоловские вещи, от которых удобнее всего протянуть нити к творчеству Херста. Или взять еще такую драматургическую линию: на выставке немало работ, созданных авторами из плеяды Young British Artists («Молодые британские художники»), к которой в 1990-е принадлежал и сам Дэмиен. С некоторыми он даже учился на одном курсе в лондонском Голдсмитс-колледже. Не приходится сомневаться, что произведения Сары Лукас, Энгуса Фэйрхерста и Джима Лэмби попали в его коллекцию более чем естественным путем. Известно, в частности, что еще в годы обучения они обменивались своими опусами. И все же целенаправленное и многолетнее приобретение их работ напоминает о тактике наподобие «короля играет свита».

Вероятно, в жизни все обстояло и обстоит отнюдь не цинично, но разве искренние привязанности отменяют соображения пользы?

Только не сочтите, что мы пытаемся ввергнуть читателя в пучину неких разоблачений. Напротив, разоблачать в этом проекте совершенно нечего: тут все довольно прозрачно и с точки зрения провенансов, и с позиции персонального вкуса. Представлены подлинные арт-объекты, которые по тем или иным причинам интересны их обладателю. Однако логика их совмещения в единой коллекции заставляет искать причины и объяснения. То, что Дэмиен Херст не страдает плюшкинизмом и не тащит к себе в «воронье гнездо» что попало, можно считать аксиомой. Но в чем же истинная интрига выставки?
Куратор Елена Джеуна подразумевает, что главное здесь – это таинство преображения художника в коллекционера, смутная проекция его фобий и страстей на внешний, посторонний для него визуальный материал. Хотя что-то подсказывает, что настоящим куратором проекта является сам Дэмиен Херст – куратором в расширенном смысле слова. Он не отбирал экспонаты для выставки, зато селекционировал окружающий арт-рынок на предмет максимально выверенной репрезентации своего эго.

Пожалуй, для Херста его коллекция – прямое продолжение и собственного творчества, и «работы над образом».

Жанр несколько необычный, поначалу даже фрустрирующий, но кто сказал, что так нельзя?

Почему-то вспоминается коллекция Рембрандта, которую тот собирал с похожей одержимостью и которая ушла с молотка в трудные для художника времена. От нее остались лишь лаконичные письменные описания, сделанные амстердамскими клерками, и из тех перечней вырисовывается концепция, близкая к херстовской. Правда, в XVII веке предъявить такую концепцию публике было нельзя в силу того, что тогда вообще никто никому никаких артистических концепций не предъявлял, не принято было. Нынче это возможно, и Дэмиен Херст пользуется ситуацией. Вряд ли так уж для прославления себя, скорее ради эксперимента. Он вышел почти удачным, ему только немного недостает уточняющей риторики. Но это дело наживное, жанр формируется в режиме реального времени.

Новости и материалы
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Трое человек получили ранения при обстреле Херсонской области
Журналисты разоблачили схему Spotify по обману неизвестных музыкантов
На Украине рекордное число людей пересекло границу
Депутат Верховной рады сравнила украинскую пехоту с рабством
В Новосибирской области произошел пожар в производственном здании
Путин рассказал о планах России по развитию инфраструктуры
Подполковник США дал Зеленскому совет, как стать настоящим лидером Украины
Менеджер Усика на претензии из лагеря Фьюри к судьям: всегда жалуется
Жители Суджи рассказали о жизни во время оккупации ВСУ
ВСУ повредили 17 объектов культурного наследия в Рыльске
В Японии у АЭС разместят палатки, защищающие от радиоактивных частиц
BMW выявила канал поставки своих машин в Россию в обход санкций
В Абхазии возобновляется подача электричества
В Госдуме призвали проверить Боню за поддержку Усика на нарушение законодательства РФ
В Чечне произошел взрыв газа в жилом доме
Беглов рассказал о безопасности в Петербурге перед праздниками
Все новости