Иван Демидов уходит с поста заместителя министра культуры. О его отставке 26 ноября сообщила газета «Известия», но официального подтверждения или опровержения от Минкультуры не последовало. По информации «Газеты.Ru», об увольнении Демидов попросил сам. Но окончательное решение по данному поводу будет принимать Дмитрий Медведев: министров и их заместителей назначает и увольняет премьер. Прошение может быть удовлетворено до конца первой недели декабря.
Уход Демидова многие эксперты связывают с возвращением во власть Владислава Суркова, чьим ставленником считался замминистра. О том, что он покинет Минкульт, заговорили после ухода Суркова из правительства в мае этого года. В конце сентября «Известия» сообщали, что Демидов перейдет работать в управление, подконтрольное ставшему помощником президента Суркову, причем именно Демидов будет этим управлением руководить. Затем то же СМИ со ссылкой на правительство Московской области объявило, что Демидов перейдет на работу в областной кабмин, где будет отвечать за развитие парка «Россия». Источники «Газеты.Ru» эти предположения не подтвердили, сообщив, что Демидов пока не говорил, где будет работать дальше.
Иван Демидов пришел в Минкультуры вслед за Мединским летом 2012 года и в ранге заместителя министра отвечал за кинематограф.
С этой работой Демидова связано несколько громких историй: так, например, именно при его непосредственном участии были введены маркеры возрастных ограничений. Также именно по его решению не было выдано прокатное удостоверение фильму «Клип» Майи Милош — из-за обилия откровенных сцен с участием несовершеннолетних (их играли совершеннолетние актеры). Это решение вызвало большой резонанс в киносообществе и обвинения в цензуре (бывшему ведущему «Музобоза» припомнили его работу на православном телеканале «Спас» и в «Молодой Гвардии Единой России». — «Газета.Ru») .
Не прошли незамеченными и два других, более серьезных шага — перевод Фонда кино под ведомство и в подчинение Минкульта, а также попытки реформировать «Ленфильм». Демидов приехал на петербургскую киностудию для разговора о ее выводе из долгового и производственного кризиса, но был вынужден покинуть встречу с общественным советом студии без результатов: Алексей Герман, Светлана Кармалита и Александр Сокуров решили, что с чиновником разговаривать не о чем.
«Демидов, пришедший в культуру из администрации президента, видимо, думал, что при его появлении народные артисты и великие режиссеры будут вставать»,
— рассказал «Газете.Ru» один из сотрудников «Ленфильма». — Он не понимал, что перед ним стоят носители колоссального репутационного капитала; рядом с этими генералами он рядовой. Поэтому ему пришлось уехать несолоно хлебавши».
Смена руководства и подчинения Фонда кино, как говорят источники, тоже происходила при живейшем участии Демидова — место реформатора Сергея Толстикова занял тихий функционер Антон Малышев. Дискуссия выплеснулась на страницы медиа: Толстиков опубликовал свои тезисы в «Газете.Ru», Демидов написал ответное письмо и дал интервью «Коммерсанту».
«Фонд занимался индустриальной частью работы киноотрасли, Минкульт поддерживал кинокультуру в высоком смысле — авторское, неигровое, анимационное кино, а также дебютные картины», — рассказал «Газете.Ru» кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. —
«После смены киноруководства стало ясно, что Минкульт очень хочет заниматься массовой культурой — как пропагандистского, так и коммерческого свойства. Самостоятельность фонда была уничтожена, из солистов ФК перешел в кордебалет, стал дочерним предприятием Минкульта».
Дондурей отметил, что основным направлением поддержки кино со стороны государства стали фильмы о войнах — прямых («Сталинград») и «превращенных» (история хоккейного противостояния СССР и Канады «Легенда №17»).
«Но, с другой стороны, — рассуждает Дондурей, — меньше стали выдавать безвозвратных денежных субсидий, зато стало больше кинокомпаний, их получающих». Правда, эти подвижки и успехи эксперт не ставит в заслугу Демидову: «То, что начало получаться, — это не благодаря им, а вопреки».
«Наше кино в последние несколько лет перестало попадать в конкурсы фестивалей класса А — Берлинале, Канны, Венецианский, — сетует Дондурей. — И это никого не беспокоит. У них за другое болит душа — чтобы снималось патриотическое кино и сериалы».
Его мнение разделяют далеко не все эксперты. «Демидов довольно внимательно разбирался в том, что происходит, умело локализовал проблемы, — отмечает генеральный директор исследовательской компании «Киноэкспертиза» Олег Иванов. — Его обвиняют в неуклюжести, но он ничего не сломал, зато многие вещи поставил на правильные рельсы, не допустил никаких разрушений. Предпринял серьезные шаги в области борьбы с пиратством, значительно продвинул ситуацию с переходом на «единый кинотеатральный билет».
В беседах с «Газетой.Ru» многие отмечают, что с Демидовым работала хорошая команда менеджеров, сумевшая найти и поддержать успешные фильмы, выполненные на высоком профессиональном уровне, среди которых «Легенда №17», «Географ глобус пропил».
В июне 2013 года, сразу после встречи кинематографистов с Владимиром Путиным в Сочи, кинематограф перешел под прямой контроль Мединского. Обязанности Демидова изменились: он стал курировать поддержку искусства и народного творчества, то есть деятельность двух тематических департаментов, а также медиаактивность министерства — работу ведомственного сайта, портала «Культура.Рф» и пресс-службы.
«Уходит один из самых эффективных управленцев, деятельный продюсер, — рассказал «Газете.Ru» источник в Минкультуры, — Он всегда привлекал к работе людей с нетрадиционным взглядом на вещи, всегда умел слушать и слышать».
Среди удачных проектов Демидова собеседник «Газеты.Ru» назвал «грамотное и прозрачное» распределение грантов на инновационные программы региональных арт-институций, приглашение Вячеслава Полунина руководить Цирком на Фонтанке, объявление открытого конкурса на новый проект здания Государственного центра современного искусства в Москве.
«Демидов был единственным человеком в министерстве, который открыто говорил, что его тревожит тот факт, что словосочетание «современное искусство» вызывает у людей негативные коннотации», — отметил собеседник «Газеты.Ru» в Минкульте.
Одним из самых заметных проектов, подведомственных Демидову, стали ДНК — Дома новой культуры, основанные в Калуге, Первоуральске и Владивостоке. Эти региональные города были выбраны по принципу наличия в них признаков динамичного экономического развития, а также запроса на создание арт-институции. ДНК должны способствовать использованию культуры как ресурса модернизации этих регионов. Дома новой культуры в этих городах должны быть построены в течение ближайших лет.
«Это уникальное начинание, где работа про внедрению инициатив по развитию современной культуры идет одновременно со стройкой», — рассказали «Газете.Ru» в Минкульте.
Собеседник издания выразил уверенность, что этот проект не будет свернут с уходом Демидова: «Минкульт удачно работает в этих трех регионах совместно с местными властями и негосударственными партнерами проекта, которые хорошо себя зарекомендовали в современной культуре, и в закрытии таких осмысленных и имиджево удачных проектов не заинтересован».
Во второй половине дня в четверг Министерство культуры не подтверждало отставку Демидова.