Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Тру вместо иллюзии

Фестиваль театра и кино о современности «Текстура» в Перми подвел свои итоги

В Перми закончился фестиваль театра и кино о современности «Текстура». Театральный Гран-при достался петербурскому театру «Тру», почетный приз вручили драматургу и кинорежиссеру Василию Сигареву, а чемпионом по количеству наград стали «Кеды» Руслана Маликова.

Четвертый по счету фестиваль был настоящим испытанием для команды. Сначала «Текстура» лишилась постоянной площадки: в прошлом декабре пермский «Театр-Театр» не стал продлевать контракт с создателем и художественным руководителем «Текстуры» — продюсером Эдуардом Бояковым, открывшим внутри театра творческую резиденцию «Сцена-Молот» с собственной программой. В «Театре-Театре» Бояков проводил три первых фестиваля; в 2012 году сюда перенесли даже кинопоказы, но в этот раз пришлось поделить «Текстуру» между тремя площадками — театром «У моста» и двумя кинотеатрами. Потом в июле власти задержали финансирование, и фестиваль оказался на грани срыва. В итоге его провели, но с переносом на месяц вперед.

«Текстура» — это единственный российский фестиваль, где кино и театр уравняли в правах. Эдуард Бояков ежегодно собирает в Перми представителей разных искусств и налаживает между ними обмен опытом и идеями. К «Текстуре» причастны не только создатели фильмов и спектаклей: в совет фестиваля, из которого собирается жюри, входят поэты и художники, писатели и журналисты, критики и искусствоведы, архитекторы и музыканты.

Фестиваль делают люди, которые владеют несколькими профессиями и легко переходят из одной области в другую.

Эдуард Бояков не только театральный менеджер, но и режиссер. Среди членов совета Андрей Родионов — поэт, а с недавних пор и драматург; Владимир Мартынов — композитор и философ; Гермес Зайготт — художник и музыкант. Кроме того, все трое вышеперечисленные — актеры театрального проекта «Человек.doc».

Поэтому главная награда фестиваля «Текстура: Имя» вручается человеку, который работает и в кино, и в театре. В этом году ее получил Василий Сигарев — драматург и кинорежиссер. Награждение сопровождалась показами его фильмов, видеоверсии спектакля по его пьесе («Пластилин» Кирилла Серебренникова) и читкой одного из ранних текстов («Детектор лжи» в постановке его педагога Николая Коляды).

В основную, конкурсную программу входили шесть спектаклей, десять иностранных и российских фильмов, семь пьес и пять сценариев.

Театральная часть охватывала Москву, Петербург, Пермь и Новосибирск; участники кинопрограммы представляли семь стран.

Специальная программа включала презентацию второго сезона проекта «Человек.doc», подборку короткого метра от журнала Interview, вечерние концерты и дискуссии под общим названием «Пермь: что дальше?».

В воскресенье «Текстура» опубликовала имена победителей.

Театральный Гран-при присудили самому молодому и менее всех известному независимому театру «Тру» из Петербурга за спектакль «Нет дороги назад».

Его авторы, они же создатели театра, — Александр Артемов и Дмитрий Юшков. Один из них, кажется Артемов, режиссер, другой — драматург, но работают они в такой тесной сцепке, что у них одно время был общий псевдоним Саша Юшков.

«Нет дороги назад» — это песня чеченского барда Тимура Муцураева, вокруг которой выстроена постановка.

Популярную музыку, как и все популярное, принято противопоставлять современному искусству.

Но стоит заметить, что спектакль, сделанный в духе новейших театральных экспериментов, создан по образу и подобию закольцованных куплетов песни, как возникает совсем уже странная мысль: и в Муцураеве при желании можно найти авангард.

Три награды присудили спектаклю «Кеды» московского театра «Практика», причем одну из них — по итогам голосования зрителей. Двумя другими премиями были отмечены работа режиссера и художника.

«Кеды» — важная для фестиваля история. Режиссер Руслан Маликов познакомился с автором Любовью Стрижак на прошлой «Текстуре».

Год назад эта пьеса о страхах и смутных желаниях молодых людей получила вторую премию «Пьеса сегодня». Замысел постановки родился на фестивале, и в короткие сроки она состоялась в театре «Практика», так что на следующий год «Кеды» вернулись в Пермь уже в виде спектакля.

Едва ли можно считать совпадением, что

оба Гран-при — за кино «Фильм сегодня» и «Российский фильм сегодня» — достались документальным картинам, это «Дорога в школу» Паскаля Плиссона и «Милана» Мадины Мустафиной.

Мадина Мустафина не смогла прийти на церемонию награждения и отправила видеообращение. Оказалось, что с Миланой, дочкой бездомных, которую Мустафина снимала два года назад, она поддерживает связь до сих пор. Странное дело: фестиваль уже кончился, а кино продолжается уже за пределы экрана.

Документального театра тоже хватало.

В специальную программу были выделены читки пьес для второго сезона театрального проекта «Человек.doc».

Презентация первой серии проекта «Человека.doc» прошла на первом фестивале в 2010 году. Драматурги подолгу говорили со значимыми героями современной культуры и по следам беседы писали пьесы для одного актера, причем этим актером почти всегда становился сам персонаж. В «Практике», которой тогда еще руководил Бояков, вышло десять документальных спектаклей о поэтах, писателях, художниках и т.п. В общем-то герои, связанные с искусством, для театрального проекта выбор понятный. Но во втором сезоне героями стали становиться айтишники, блогеры и пионеры цифровой реальности — Давид Ян, Борис Бобровников, Эндрю Полсон.

Успех документального жанра отчасти объясняется тем, что публику все сложнее заставить поверить вымыслу и в масштабе сочинительского таланта жизнь все равно дает фору любому писателю-драматургу. Заставить публику верить — один из самых насущных вопросов современного театра.

Некоторые режиссеры перестали доверять даже актерской игре — такому, казалось бы, естественному средству создания иллюзии.

Просто у каждого времени свое требование правды (если сегодня мы смотрим Качалова или Ермолову, нам кажется, что они ужасно наигрывают). Неудивительно, что с течением времени режиссеры в конце концов засомневались в самой возможности человека изображать других людей, чтобы это не было фальшиво, и стали иначе решать эту задачу, часто перенимая опыт документального театра.

На фестивале была такая постановка — «Ручейник, или куда делся Андрей?», — спектакль новосибирского театра «Старый дом». Семен Александровский, приглашенный режиссер из Петербурга, представил пьесу Вячеслава Дурненкова в виде материалов журналистского расследования: записей на диктофон, слайдов, пометок на карте и проч. Кажется, форма спектакля появилась из решения одного персонажа, а именно некоего прославленного святого, ради которого журналист Андрей приезжает в глухую деревню.

Этот человек обладает настолько необъяснимым влиянием на окружающих, что имитировать его на сцене — значит заведомо проигрывать литературному образу.

Поэтому в спектакле его проповеди записаны на кассету. Домысел зрителя правдоподобнее любого изображения: слегка подпорченный пленкой голос принадлежит такому святому, какого ему и надо.

Если конкретная задача решена на все сто, это еще не значит, что найденный метод уже привел к некоему окончательному результату. В 2004 году Дурненков, конечно, не мог рассчитывать на такую подачу, поэтому писал законченную, последовательную и внятную историю. Сейчас она странно вяжется с формой, в которой сюжет восстанавливается по фрагментам, косвенным подтверждениям событий. Но удача или неудача такого эксперимента — вещь сиюминутная; важно другое — его место в долгоидущей перспективе развития театрального языка.

Новости и материалы
Названы лучшие методы лечения СДВГ у взрослых
Путин рассказал о темпах строительства автодорог в России
Путин сообщил, что в Татарстане ликвидируют разрушения после атаки БПЛА
Найдены клетки мозга, регулирующую тягу к соленой пище
Российский депутат раскритиковал мошенников, которые заставляют россиян устраивать поджоги
Американец потерял $450 000 из-за звонка из «службы поддержки» Google
Минобороны раскрыло потери ВСУ на Курском направлении
Маск призвал проверить чиновников в США на когнитивные способности
Хабенский заявил, что не верящим в Деда Мороза артистам можно уходить из профессии
Автомобильный регистратор снял, как в Минводах взорвался магазин пиротехники
Жена Карпина рассказала, как они планируют отмечать Новый год
Путин заявил, что Россия всегда будет справедливо отвечать на любую эскалацию
Песков объяснил, почему на прямой линии он часто призывал журналистов к порядку
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Ляйсан Утяшева выложила видео в платье с прозрачной юбкой
В бундестаге допустили визит Шольца в Москву
Все новости