Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Мы сняли хоррор-версию «Дня сурка»

Режиссер фильма ужасов «Лимб» рассказал о съемках картины

Режиссер фильма ужасов «Лимб» рассказал «Газете.Ru» о сказке Прокофьева «Петя и волк», о том, как снять фильм с ограниченным бюджетом и быстро научить актрису ездить на велосипеде, и о том, как сказать новое про дом с призраками.

В прокат выходит фильм ужасов «Лимб», героиня которого вынуждена проживать раз за разом один и тот же день в кругу образцово счастливой американской семьи. Дом отрезан от внешнего мира густым туманом, машина сломана, в темноте раздаются неопознанные девичьи голоса. Корреспондент «Газеты.Ru» дозвонился до режиссера Винченцо Натали («Куб», «Кодер», «Пустота», «Химера») и расспросил его про роль симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк», отсылку к «Лабиринту Фавна» Гильермо дель Торо, «День сурка» в качестве первоисточника, вдохновленность рисунками Мориса Эшера и возможность придумать что-то новое про дом с призраками. Внимание: вопреки принятой практике режиссер раскрывает некоторые сюжетные повороты.

— Кто решил, что юная героиня фильма Лиза будет слушать и играть на кларнете симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк»?

— Музыка Прокофьева была прописана Брайаном (сценарист Брайан Кинг. — «Газета.Ru») в сценарии и стала одной из причин, по которым я захотел снять этот фильм: мне очень понравилась идея, что Лиза — это Петя, а преследующий ее Бледный человек — это волк.

— А имя этого персонажа отсылает нас к одноименному монстру с глазами в ладонях из «Лабиринта Фавна» Гильермо дель Торо?

— Ну он тоже пугал маленьких девочек. Наш «Лимб» представляется поначалу очередным ужастиком про дом с призраками, но по нему разбросаны подсказки, намекающие на то, что это не столько хоррор, сколько страшная сказка.

— И подсказки эти были придуманы Брайаном Кингом?

— Я вписался в производство картины, когда сценарий уже был готов, и мы с Брайаном, конечно, сочиняли что-то и дальше, но, насколько помню, «Петя и волк» там были с самого начала.

— Вы давно не снимали фильмов с таким маленьким бюджетом — легко согласились?

— Самое интересное в такой работе — это соотношение между стоимостью фильма и тем, что я пытаюсь показать на экране. Даже когда бюджет был значительно больше, как в «Химере», на создание существа и на визуальные эффекты выделялись схожие ресурсы. Поэтому, выбирая проект, обращаю внимание только на историю, но не на то, сколько будет стоить фильм.

— Но потом приходится помучиться. Что оказалось самым сложным?

— С нашим бюджетом и весьма ограниченным запасом времени многое было непросто снять, тем более если хочешь, чтобы фильм выглядел элегантно, даже немного старомодно в том, как показано сверхъестественное. Но, забавным образом, наибольшие сложности вызвала сцена, в которой Лиза уезжает в туман на велосипеде. Эту сцену снимали последней, и выяснилось, что Эбигейл не умеет ездить на велосипеде. Времени научиться не оставалось, так что пришлось построить специальную конструкцию, у которой с маневренностью было не очень. Минут сорок пять материала отсняли для сценки, которая длится несколько секунд, и все равно дело дошло до того, что часть сцены снята на Canon 7D с использованием куклы Барби на игрушечном велосипеде в качестве дублерши Эбигейл. Добавил потом цифрового тумана и вклеил в фильм.

— Как вы заполучили Эбигейл Бреслин («Маленькая мисс Счастье», «Знаки», «Добро пожаловать в Зомбиленд») в свое кино?

— Повезло. Мы устраивали пробы с неизвестными актрисами, а в это же время, я даже не знаю как, Эбигейл наткнулась на наш сценарий, и он ей очень понравился. Она уже давно хотела вновь поучаствовать в какой-нибудь истории про сверхъестественное, так что сама к нам пришла. Это большая удача.

— Чем сценарий зацепил вас?

— В сценарии «Лимба» меня подкупил подход к жанру фильмов про дом с призраками — сложно придумать что-то новое в рамках или уже за рамками столь развитой мифологии. Но вне зависимости от жанра, будь то фильм ужасов или научная фантастика, меня в любой истории интересует исследование человеческих состояний.

— Каким состояниям посвящен «Лимб»?

— Прочитав сценарий, я не подумал: «О, классная история про что-то потустороннее». Моя мысль была другой: «Это кино о том, каково быть подростком, история отрочества, пубертатного возраста». Придется раскрыть секрет, который вы уже знаете, но героиня Лиза — мертвый подросток. И она единственная в семье осознает, что и все ее близкие мертвы. Мама с папой так не считают, вот и возникает конфликт, который выглядит как классический конфликт между подростком и родителями. Я подумал: «Именно так подросток воспринимает мир, он знает о мире что-то такое, чего не понимают родители». Такой взгляд на вещи мне понравился, а дом с призраками — это уже подходящая содержанию форма.

— Но это не только история про то, как подростка не понимают родители? Вы в связи с «Лимбом» и на пьесу «За закрытыми дверями» Жан-Поля Сартра ссылались.

— Да, речь об идее вечного повторения: мы оказываемся заперты в рутине нашей жизни, которая проворачивается по кругу снова, и снова, и снова. Это и есть своего рода ад. В «Лимбе» он показан как бесконечное повторение одного и того же дня. Опять же, полагаю, многие тинейджеры именно так и видят свою жизнь: чувствуют себя запертыми в этой циклической ловушке и хотят сбежать из нее.

— Но это же «День сурка», в котором Билл Мюррей каждое утро видит одно и то же время на часах и слышит одну и ту же реплику из приемника, верно?

— Конечно! В каком-то смысле можно сказать, что мы сняли хоррор-версию этой замечательной комедии.

— Довольно разнообразный контекст выстраивается, какими еще фильмами вы вдохновлялись?

— Я крайне осторожно пересмотрел несколько выдающихся фильмов про дома с призраками, например «Призрак дома на холме» Роберта Уайза, «Невинных» Джека Клейтона. Ужас в них создается за счет атмосферы, использования звуков, игры света и теней. Это вызов — держать зрителя в напряжении, не вываливая на экран кровь и потроха. Приступая к работе над «Лимбом», я даже дал зарок, что не пролью в этом фильме ни капли крови. Говоря о кинематографических влияниях, я хотел и отдать дань уважения классике, и поиграть с каноном, выделить главные клише жанра, чтобы потом перевернуть их с ног на голову. Начать с того, что в большинстве фильмов ужасов к живым пристают мертвые, а у нас получается ровно наоборот.

— А как вам другие попытки поиграть с классикой, например «Хижина в лесу» Дрю Годдарда и Джесса Уидона?

— Отличный фильм: в нем как раз и метафизики хватает, и мастерство использования замкнутого пространства впечатляет, то, как дом трансформируется. И то, как герои оказываются как бы в плену у ленты Мёбиуса, с которой не сбежать, потому что финальная точка всегда оказывается и начальной тоже. Это круто.

— Они, кажется, и из вашего «Куба» кое-что позаимствовали.

— Не обязательно. Я увлекался творчеством Эшера, когда придумывал «Куб», и в «Хижине в лесу» видится что-то эшеровское. Может быть, у этих фильмов общий источник вдохновения.

— Как обстоят дела с «Нейромантом», который вы снимаете по роману Уильяма Гибсона?

— Хорошо, процесс идет. Я ведь за «Лимб» взялся отчасти из-за того, что работа над «Нейромантом» буксовала, никак не удавалось приступить к съемкам, а у меня есть потребность снимать кино. Сейчас я вернулся к «Нейроманту» и верю, что нам удастся снять фильм по этой удивительной книге. Это тоже большая удача — оказаться режиссером, которому она досталась.

Новости и материалы
Названы три серьезных неисправности автомобилей LiXiang в России
Во Франции подтвердили, что Париж проведет саммит ЕС по безопасности
Путин наградил медалями Пушкина троих казахстанцев
Шторм выбросил на пляжи Кубани новые фракции мазута
Ученые выяснили, как долго длится «послевкусие» от секса
Журналисты предсказали ухудшение позиций ВСУ к лету
Житель Белгородской области получил ранение в результате удара ВСУ по машине
Украинского баскетболиста сняли с поезда по пути в Латвию
Пятеро мигрантов изнасиловали школьницу в российском городе
Президент Финляндии прокомментировал проведение Мюнхенской конференции
Нетаньяху: поддержка США поможет Израилю достичь целей в Газе
Глава МИД Польши однозначно высказался по поводу отправки войск на Украину
Ученица Тутберидзе Петросян выиграла финал Гран-при
У российской армии оказалось больше Javelin, чем у Великобритании
В Саратове сироте дали квартиру без двери и отказались оплатить ремонт
США рассказали союзникам в Европе о тактике по Украине
Жена Сабурова заявила, что за 150 тысяч рублей ей справили нужду в тарелку
ВСУ обстреляли из артиллерии ведущую в Крым дорогу в Запорожской области
Все новости