Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Пенсионный возраст

70 кинорежиссеров сняли 70 минутных фильмов в честь юбилея Венецианского кинофестиваля

70 режиссеров со всего света поздравили Венецианский кинофестиваль с юбилеем сборником одноминутных фильмов.

Бывает, случаются такие дни рождения, когда именинник к круглой дате зовет сразу всех, не только друзей и близких, а в результате получается суматоха — и почему-то никто не приносит по-настоящему хороших подарков: разбираешь поутру гору подношений, а там сплошь хлам. Такая обидная история случилась и с Венецианским фестивалем — 70-м, юбилейным. Впрочем, он виноват сам. Заказал к дню рождению семьдесят фильмов семидесяти режиссерам со всего мира, но сделал это то ли слишком поздно, то ли небрежно. Снять надо было всего минуту-полторы, вот Венеция и расслабилась. Напрасно. На выходе вместо амбициозного проекта получился конфуз, в котором претенциозные попытки кратких «стихотворений в прозе» чередуются с несмешными анекдотами и неуклюжими поздравлениями с юбилеем.

«Перезагрузка будущего» — то туманное и многозначительное название, которое получил в качестве путеводной звезды каждый из участников проекта. Трактуй как понравится. Чем режиссеры и занялись, по мере сил.

И выяснилось, что ни сил, ни вкуса и чувства меры не хватает для того, чтобы вписаться в сложный, на самом деле, формат минутного фильма.

Лаконизм — редкое качество.

Одни пошли по простейшему пути. За минуту можно снять что-нибудь очевидное. Например, лицо красивой женщины, которая улыбнется камере (новелла француза Бенуа Жако). Или расплачется — тоже вариант (новелла американского классика Монте Хеллмана). Или — безошибочный прием — милого младенца; желательно, собственного, как поступили сразу несколько авторов. Кино на глазах перестает быть искусством, превращаясь в домашнее видео, трогательное, но необязательное: кому-то, конечно, интересно следить за тем, как мама Кима Ки-Дука будет жарить ему на обед блин с капустой, но, вероятно, не всем.

Многие же и вовсе сочли лучшим вариантом использовать камеру как зеркало, снимая в течение минуты самого себя: так поступили, среди прочих, Джеймс Франко, Амос Гитай и Микеле Плачидо.

Другие решили, что за минуту надо сказать что-нибудь важное на тему будущего кинематографа.

Умнее всех поступил гонконгский режиссер Питер Хо-Сун Чан, показавший крупным планом глаза величайших авторов мирового кино, от Эйзенштейна до Хичкока (новелла не без претенциозности называется «Будущее было в их глазах»). В самом деле, где же будущее, как не в прошлом? Такого мнения придерживается и итальянец Давид Феррарио, в чьем мини-фильме «Маяк» толпа людей смотрит под открытым небом старый фильм Чарли Чаплина. Присоединяются к ним израильтянин Шмуэль Маоз («Конец»), представивший кинематограф в образе умирающего старика с видеокартины в музее современного искусства, аргентинец Пабло Траперо («Кино закончилось»), польский классик Кшиштоф Занусси (у него двое детей находят коробку с кинопленкой в мусорном баке), а также едкий шутник из США Тодд Солондз, в чьей научно-фантастической зарисовке «3013» китайский робот за кадром пытается объяснить студентам из далекого будущего, что такое «искусство», «гуманизм» и «переживание».

Настоящий же китаец Цзя Чжанке демонстрирует нечто вроде рекламы гаджетов, на которых по-рекламному красивые люди сморят старые шедевры, обливаясь при этом неправдоподобными слезами.

Меж тем, канадец Атом Эгоян рассматривает видеоролики на собственном айфоне, слушая звук своих шагов на выставке фоторабот. А француженка Катрин Брейя разглагольствует о закате цивилизации, пока сидящая в том же кафе молодежь выбирает, на что бы сходить в кино («Только не на Катрин Брейя, пожалуйста!»). Говоря короче, будущее важнейшего из искусств так же смутно и туманно, как лобовое стекло автомобиля, едущего по плохой дороге в проливной дождь (именно это происходит в новелле тайского авангардиста Апичатпонга Вирасетакуна).

Люди ходят по берегу какого-то водоема и пытаются заглянуть в глаза себе подобных, но безрезультатно: те смотрят куда-то в вечность и не реагируют.

«Новый нейро-интерфейс... как сны с субтитрами...» — недовольным голосом говорит хмурый немолодой мужчина. Это синопсис новеллы Алексея Германа-младшего «5000 дней вперед», которая отличается от большинства в лучшую сторону — по меньшей мере, автор попробовал написать сценарий и снять настоящий, хоть и крохотный фильм. Подобно ему поступили совсем немногие: греки Афина Цангари (фантастический «24 кадра в столетие») и Йоргос Лантимос («Галстук», фильм о дуэли двух старшеклассниц), японец Шинья Цукамото («Брошенный монстр», фэнтези с самодельными героями из картона) и кореец Хон Сан-Су (элегический рассказ «50:50»). Их новеллы — редкие глотки свежего воздуха в этом душном проекте.

Хотя и за остальных русских режиссеров не стыдно, особенно на таком фоне.

Видеоарт Алексея Федорченко «Атавизм» о преимуществах слуха над зрением, по меньшей мере, оригинален, а «In Perpetuum Infinitum» Марлена Хуциева, в котором Чехов и Толстой пьют шампанское за здравие Венецианского фестиваля и кинематографа, органично вписывается в череду других немудрящих тостов — от «Акуны Мататы» Ульриха Зайдля до «Последнего льва» Франко Мареско, герои которого жадно пожирают гигантский праздничный торт с венецианским львом на верхушке.

Смешно, хотя вместе с тем и глуповато. Как и весь этот проект.

Можно, впрочем, взглянуть на ситуацию с другой стороны. Неудачных экспериментов (а этот коллективный фильм, безусловно, эксперимент) не бывает, отрицательный результат — тоже результат. «Перезагрузка будущего» наглядно показала, что пресловутая свобода творчества, даже для очень крупных мастеров, — больше опасность, чем благословение: в ответ на просьбу снять «что-нибудь» большинство из них выдадут необязательный пустяк или оглушительную банальность. Как коммерческое кино не может существовать без продюсера, так авторскому необходим куратор. Не просто благодушный именинник, а умный и трезвый эксперт, способный обуздать тягу к самовыражению и направить творческую энергию в осмысленное русло. Парадоксальным образом, если все фестивальное кино после таких фильмов хочется отменить раз и навсегда, то самому фестивалю хочется пожелать, напротив, дальнейшего процветания. Если он не научит режиссеров уму-разуму, то кто?

Новости и материалы
На Западе рассказали о плане Зеленского до инаугурации Трампа
Путин рассказал о планах реконструировать 75 аэропортов по всей стране
Названы лучшие методы лечения СДВГ у взрослых
Путин рассказал о масштабах строительства и ремонта автодорог в России
Путин сообщил, что в Татарстане ликвидируют разрушения после атаки БПЛА
Найдены клетки мозга, регулирующую тягу к соленой пище
Российский депутат раскритиковал мошенников, которые заставляют россиян устраивать поджоги
Американец потерял $450 000 из-за звонка из «службы поддержки» Google
Минобороны раскрыло потери ВСУ на Курском направлении
Маск призвал проверить чиновников в США на когнитивные способности
Хабенский заявил, что не верящим в Деда Мороза артистам можно уходить из профессии
Автомобильный регистратор снял, как в Минводах взорвался магазин пиротехники
Жена Карпина рассказала, как они планируют отмечать Новый год
Путин заявил, что Россия всегда будет справедливо отвечать на любую эскалацию
Песков объяснил, почему на прямой линии он часто призывал журналистов к порядку
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Все новости