Сбор труппы «Мастерской» в этом году прошел в спокойной обстановке — и этим явно отличался от прошлогоднего, состоявшегося вскоре после кончины основателя театра, Петра Фоменко. По словам худрука театра, год траура закончился.
Всего за прошлый год, по словам директора театра Андрея Воробьева, в театре вышло четыре новых спектакля, каждый из которых был задуман еще при Фоменко: «Дар» Евгения Каменьковича по роману Набокова, «Моряки и шлюхи» хореографа Олега Глушкова, новая версия «Безумной из Шайо», одной из самых известных постановок мастера, и «Египетская марка» по пьесе Осипа Мандельштама (режиссер — Дмитрий Рудков, руководитель постановки — Каменькович). В общей сложности «Мастерская» сыграла 524 спектакля для 146 тыс. зрителей — и по этим показателям с ней могут сравниться лишь немногие из московских театров.
Вообще на сборе труппы часто звучали такие слова, как «первый» и «единственный», и относились они в том числе к техническим вопросам. Так, в прошлом сезоне Мастерская Фоменко запустила беспрецедентный не только в России, но, кажется, и во всем мире проект по переводу спектаклей на разные языки.
Теперь каждый зритель может получить перед началом действия планшетный компьютер, на экран которого будут транслироваться титры на русском, английском, немецком или французском языках.
Еще одно новшество, уникальное по крайней мере для Москвы, — специальный стенд в кассовом зале с бесплатными программками ко всем спектаклям театра.
Театр продолжает работу по изучению и систематизации наследия Фоменко. Театральный критик Марина Тимашева при помощи литературной части «Мастерской» пишет книгу о создателе труппы, а режиссер Татьяна Архипцова снимает документальный фильм о Фоменко с участием актеров театра. В этом году «фоменкам» исполнилось 20 лет, и к юбилейному вечеру, который пройдет в январе, будет издан двухтомник лучших критических статей о театре, от его возникновения и до сегодняшнего дня.
Также выйдет подарочная серия дисков с записями спектаклей, в том числе уже не играющихся.
Другое важное событие, которое сильно отразится на жизни театра, — во второй половине сезона закроется на реконструкцию его старая сцена, находящаяся в бывшем кинотеатре.
О творческих же планах театра рассказал худрук Евгений Каменькович: по его словам, идей хватает на целых 20 новых спектаклей, но запустить в работу пока получится лишь немногие из них. Среди самых ожидаемых премьер — тексты, которые не ставились в России еще ни разу. Специально для театра была впервые переведена на русский пьеса «Гиганты горы» итальянского драматурга-авангардиста Луиджи Пиранделло. Работу над ней ведет Евгений Каменькович.
Также для «Мастерской» написала свою новую пьесу «Олимпия» драматург Ольга Мухина, к текстам которой неоднократно обращался Каменькович.
Правда, в этот раз он не будет ставить ее сам — спектакль станет режиссерским дебютом актера Евгения Цыганова.
В пьесе — как всегда у Мухиной, легкой, ироничной и немного безумной — рассказывается о жизни главного героя от его рождения в конце 70-х и до сегодняшнего дня и излагается история целого поколения — того же, к которому принадлежат многие актеры театра.
Часть премьер этого сезона возникла из самостоятельных работ, которые каждый год делают артисты театра, показывая их на вечерах «проб и ошибок», ставших традицией в Мастерской. Так, 19 сентября впервые пройдет спектакль «Последние свидания», поставленный актером Юрием Титовым по четырем рассказам Ивана Бунина. Также продолжатся репетиции «Руслана и Людмилы» — поэмы Пушкина, первый этап работы над которой друзья театра могли увидеть 13 июля, в день рождения Петра Фоменко. Ставит ее актер Михаил Крылов с актерами разных поколений труппы.
Еще один спектакль готовит одна из лучших московских педагогов по сценической речи — Вера Камышникова, недавно выпустившая в «Студии театрального искусства» Сергея Женовача «Шествие» по Иосифу Бродскому.
Камышникова приступит к репетициям пьесы Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева», известной по советскому фильму Ильи Авербаха.
Главную роль, которую в кино исполняла Марина Неёлова, сыграет одна из ведущих актрис «Мастерской» Полина Кутепова.
В новом сезоне в труппу «Фоменок» пришло пополнение — в нее официально были приняты стажеры театра, набранные еще Петром Наумовичем. Это ученики Евгения Каменьковича — Федор Малышев, Амбарцум Кобанян и Владимир Свирский, выпускники мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе — Серафима Огарёва, Екатерина Смирнова и Дмитрий Захаров, окончившие Щукинский институт Ирина Горбачёва и Юрий Титов. Все они уже активно заняты в репертуаре театра.