Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Родина из личных закромов

В ГЦСИ открылась выставка Сергея Шутова «Контейнеры, пакеты, цистерны, мемории»

Первым событием Фестиваля коллекций современного искусства, который ГЦСИ традиционно проводит в августе, стала выставка Сергея Шутова «Контейнеры, пакеты, цистерны, мемории».

Умозрительное представление о художественной коллекции обычно сопряжено с громоздкостью, основательностью, финансовой затратностью. Азарт собирателя чреват обрастанием габаритными и дорогостоящими предметами искусства, которые призваны подчеркнуть статус или изысканный вкус владельца. Но в случае, когда роль коллекционера исполняет художник, правила игры существенно меняются. Пребывание внутри арт-процесса снимает многие условности, важные для сторонних собирателей. У художника иные амбиции, и его коллекция чаще всего служит продолжением собственного артистического образа.

Неудивительно, что публичное представление такого рода собраний нередко превращается в авторское высказывание, близкое по смыслу к персональной выставке.

Именно в этом жанре сделана экспозиция, где предъявлены документы и артефакты из коллекции Сергея Шутова — художника, исповедующего, по его собственным словам, «сияющий киберпанковский футуристический архаизм». Верный своим воззрениям на искусство, Шутов здесь не столько хвастает накопленными раритетами, сколько демонстрирует творческий метод обращения с материальной культурой. Ценностью для него обладают те предметы, которые связывают биографию с историей, и не имеет никакого значения, какова их рыночная стоимость и будто бы объективное «художественное качество». Из многолетнего архива извлечены газетные вырезки, старые открытки и фотографии, китчевые безделушки, которые на равных соседствуют на выставке с произведениями друзей Сергея Шутова и некоторыми документальными свидетельствами андеграундной арт-практики.

Дабы объединить этот прихотливый набор в единое целое, использован формат дощатых «информационных стендов», отчетливо напоминающих о традициях советской наглядной агитации. На подобных стендах могли размещаться школьные стенгазеты или фотографии передовиков производства, копии приказов по учреждению или самодельные плакаты, поздравляющие женщин с праздником 8 Марта. Дополнительное сходство с эстетикой времен развитого социализма придают выставке интерьеры мансарды Дома Поленова — старинного здания на Зоологической улице, с которого когда-то начинался очередной этап в истории ГЦСИ. Вообще-то это пространство давно не используется как выставочный зал, но для Шутова сделано исключение — надо полагать, еще и потому, что здешние стены с их казенной окраской как нельзя лучше подходят для демонстрации шутовских «контейнеров, пакетов, цистерн, меморий».

Разумеется, речь тут не идет о ностальгии по ушедшей эпохе — для этого Шутов слишком ироничен.

Но и об обличении ее речь тоже не идет. Когда газетная передовица с сообщением про полет Валентины Терешковой стыкуется с «визитной карточкой покупателя» (элегантный эвфемизм времен талонного распределения товаров), а надувные детские крокодилы соседствуют с бюстиком Ильича, сам собой снимается вопрос: на что же намекает владелец коллекции, на чью мельницу льет воду? Это всего лишь развернутый коллаж (и развернутая метафора) на тему исторических процессов, наложивших неизгладимый отпечаток на индивидуальное сознание. В данном случае — на сознание художника-нонконформиста, что определило изощренный, иногда парадоксальный выбор экспонатов.

Скажем, ерническое прошение от участников съемочной группы директору фильма «Здравствуй, мальчик Бананан» (так первоначально собирались назвать картину «Асса») — это архивный документ, имеющий касательство к биографии самого Сергея Шутова, артефакт весьма субъективного свойства, но с историей перестроечной культуры связанный непосредственным образом.

А вот таблички с надписями «открыто» и «закрыто» иллюстрируют уже коллективное восприятие советской действительности:

никому из рожденных в СССР не надо объяснять, почему эти предметы символизируют отнюдь не только особенности графического дизайна определенной эпохи. Свою архивную аппликацию художник выстраивает таким образом, что все экспонаты уравниваются в правах, обретая художественный смысл вне зависимости от их изначальной природы и функционального назначения. Безусловно, жест намеренный и хорошо продуманный. Показать, «из какого сора» вырастало альтернативное искусство, — это сродни тому, чтобы двигать то самое искусство дальше, из вчерашнего дня в сегодняшний.

Новости и материалы
В одесском военкомате произошла стрельба
Депутат Рады рассказал, за кого проголосует большинство украинцев на выборах президента
Бывшего гендиректора «Главзарубежстроя» арестовали по делу о мошенничестве
13 человек пострадали в крупной аварии под Ивановом
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Футболист «Локомотива» признан лучшим молодым атакующим полузащитником мира
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Иркутске крупный пожар произошел в производственном здании
Ян Цапник вспомнил, как попал в «Бригаду»: «Открыл дверь с ноги»
Apple скоро представит «умную» колонку с большим экраном
Названа самая дефицитная профессия в России
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Все новости