Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Изостудия юных техников

В Большом Манеже открылась выставка Lexus Hybrid Art-2013

В Большом Манеже открылась выставка Lexus Hybrid Art-2013 — очередной показ гибридного искусства, начало которому положили автомобили с гибридным двигателем.

Собственно, гибридное искусство — это уже привычный science art, только с повышенным wow-эффектом. «Научное искусство» на острие технологий в целом напоминает опыты из журнала «Юный техник», переиначенные для взрослых: в экспериментах от Lexus техническая занимательность изрядно перевешивает художественную.

Расцвет киберискусства пришелся на 90-е годы, когда технологии были в новинку. В литературе это случилось раньше: культовые романы Гибсона и Стерлинга вышли задолго до миллениума. Классика остается классикой, но близкая к гениальности перелицовка киберпанковской эстетики на русский — эпос о Диптауне Сергея Лукьяненко — уже давно и безнадежно устарела. «Искусство не поспевает за быстро развивающейся технологией», — говорит куратор открывшейся выставки, молодой итальянец из Берлина.

При таких исходных данных и не поспеет.

Куратор уверяет, что десять представленных в Манеже художников объединяет ренессансное мышление. Их «ренессансный универсализм» выражается в сложности и многофункциональности произведений. Однако объекты гибридного искусства, несмотря на их яркость и привлекательность, свидетельствуют об обратном — о недостатке технического образования, ограниченности опыта и негибкости мировоззрения. Эти недостатки не фатальны для талантливого художника, но становятся критичны, когда весь смысл объектов заключается в ремесле (или, иначе, занимательной технологии).

Такова инсталляция «Versus» Давида Летелье, получившая престижную в индустрии science art премию Ars Electrоnica, — два механических цветка друг напротив друга, с микрофонами и динамиками вместо тычинок. Цветки тихонько записывают и затем тихонько транслируют окружающие их звуки. Технически работа сделана безупречно, эстетически — на любителя минималистского дизайна, придавать же ей некие «художественные смыслы» может только романтически настроенный школьник.

«Исследование природы и нашего с ней взаимодействия», на что претендует автор, заключается в установке двух диктофонов с ревербератором.

Инсталляция «Octocloud» — сложной формы полиэкранный стол, который в спокойном состоянии искрится психоделическими узорами, а в активном представляет собой примитивную видеоигру типа «Арканоида», к которой можно подключиться по телефону или планшету. Играть можно компанией до 8 человек — отсюда и название произведения. Миленько и занимательно, но от искусства в этой игрушке не больше, чем в оригинальном «Арканоиде».

Настолько же занимательна работа Марко Брамбиллы: на поверхность воды в круглом бассейне проецируются силуэты персонажей из «Звездного пути». Они движутся на манер цветомузыки, что, вероятно, очень сложно технически для художника-одиночки.

Результат напоминает типичный скринсейвер.

Этот скринсейвер на колышущейся воде на уровне пола, конечно, возбуждает чувства, хотя мифология «Стар-трека» не всем хорошо известна.

Более универсальна работа бразильского художника Каду «Партитура», которая заявлена общим знаменателем выставки и стоит в буклете под номером один. Это большая настольная электрическая модель железной дороги. К вагончикам прикреплены упругие проволочки, которые задевают за сосуды, наполненные водой. Те в ответ звенят, и получается игрушечная железнодорожная симфония. В полумраке Манежа очень симпатично и увлекательно. Жаль только, помост с поездами высоковат, детям дошкольного возраста трудно дотянуться. Специально для них разработан высокотехнологичный волшебный фонарь Shadow Monsters: тень зрителя на этом экране обрастает клыками, когтями и щупальцами.

Эти вещи не столько из области искусства, сколько по части аттракционов, что косвенно подтверждает и новая политика Манежа: для специалистов, то есть искусствоведов и членов художественных союзов, льготных билетов больше нет.

Бизнес был лоялен к творческому элементу, пока ручной труд не поглотила машина конвейера. Сейчас художник вдохновляется наукой и прочей поп-механикой как потребитель. Если бы было наоборот, если бы нынешний гаджет-конвейер не заканчивался доводкой дизайнером, а начинался с идеи художника — мы бы жили в совсем другом мире. И тогда, возможно, не устаревали бы телефоны, компьютеры и автомобили всего через несколько месяцев после выпуска. В моральном отношении, разумеется. Но, увы, на большее красоты им не отпущено. Художественные инновации «гибридного искусства», несмотря на цеховые премии, еще более скоротечны. За их шумом, сверканием и движением прячется черная дыра, отсутствие чего-то самого важного, без чего невозможно жить. Того же, чего нет в алкоголе, электронной книге и виртуальном сексе. Любви.

Новости и материалы
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Стали известны молодежные столицы России 2025 года
Опубликованы кадры спасения пилотов и пассажира с пропавшего на Камчатке Ан-2
Экс-боец UFC: реванш Фьюри и Усика был чисто для заработка
Премьер Италии назвала слухами сообщения о требованиях увеличить оборонные расходы в НАТО
Только на наушниках Apple зарабатывает больше, чем Nintendo, OpenAI и другие IT-гиганты
Минобороны показало видео уничтожения бронированной машины ВСУ
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Трое человек получили ранения при обстреле Херсонской области
Журналисты разоблачили схему Spotify по обману неизвестных музыкантов
На Украине рекордное число людей пересекло границу
Депутат Верховной рады сравнила украинскую пехоту с рабством
В Новосибирской области произошел пожар в производственном здании
Путин рассказал о планах России по развитию инфраструктуры
Все новости