«Союзмультфильм» в августе начнет переезжать в Останкино, следующей весной выпустит несколько сборников короткометражных мультфильмов, а через пять лет — первый полнометражный анимационный фильм. Об этом рассказали на встрече с журналистами представители новой команды «Союзмультфильма» — художественный руководитель художник-аниматор Михаил Алдашин и первый заместитель гендиректора Гамид Ахмедов.
Впрочем, новой эту команду можно назвать весьма относительно: она пришла еще в 2011 году, когда после июньского совещания по проблемам мультотрасли с президентом Владимиром Путиным было принято решение о реорганизации старейшей отечественной анимационной студии. Новый руководитель Николай Маковский, занявший вместе с директорским пост генпродюсера «Союзмультфильма», взялся за масштабную перестройку. До этого момента студию по-настоящему лихорадило — не было ясности ни с правами на огромный архив советских мультфильмов, ни с перспективами развития. По словам Ахмедова, за прошедшее время из убыточного предприятия «Союзмультфильм» превратился в прибыльное (видимо, в основном за счет продажи прав на использование архивных мультфильмов, отошедших компании).
«Я пришел сюда, потому что появилась реальная возможность что-то сделать, — рассказал Михаил Алдашин, всемирно известный художник анимационного кино. — И теперь трачу время на то, чтобы убеждать людей в том же самом».
В ближайшее время, по словам Алдашина, «Союзмульфильм» сосредоточится на короткометражных мультфильмах, первыми из которых станут новые выпуски «Веселой карусели», а также несколько отдельных коротких лент — они увидят свет уже весной, на их производство потратят 15 млн рублей. «Коротушки — лучший способ продвижения художника и студии: по ним судят, кто из художников способен на полный метр», — сказал худрук. При этом прокатные перспективы у фильмов такого формата почти нулевые: как пояснил художественный руководитель,
если в советскую эпоху существовала схема, по которой анимационные короткометражки показывались отдельным сеансом в детских кинотеатрах, а также перед полнометражными картинами, то сейчас такой схемы не существует — телеканалы и кинодистрибуторы заказывают и покупают соответственно только сериалы и полнометражные фильмы.
Мешает студии и статус федерального государственного унитарного предприятия — государство имеет право финансировать не более 70% процентов каждого нового проекта, остальные средства должны браться или за счет внешних инвестиций, или из собственных сбережений компании. Небольшая финансовая подушка у компании, по словам Ахмедова, сейчас есть, а вот инвесторы в «государственные» проекты идут неохотно.
Свой первый полнометражный проект нынешняя команда обещает представить не ранее чем через пять лет.
Тем не менее на студии продолжается идущая уже семь лет работа над проектом «Гофманиана» режиссера Станислава Соколова и художника Михаила Шемякина — мультфильм должен выйти на экраны в 2015 году.
Работа над двумя другими громкими проектами — новыми приключениями попугая Кеши и сиквелом «Каникул в Простоквашино» — остановлена и закрыта, а выделенные на них средства возвращены Министерству культуры.
«Эдуард Успенский (автор литературной основы и персонажей «Простоквашино». — «Газета.Ru») — это такая «Брестская крепость», которую ни у кого никогда не получится взять», — иронично заметил Алдашин, имея в виду давние и безрезультатные разбирательства студии за право использования созданных писателем образов.
На темпах развития студии сказывается и кадровый голод, с которым «Союзмультфильм» намерен бороться. «Мы должны придти во ВГИК и другие киношколы, где готовят режиссеров анимационного кино», — заявил Алдашин. «Университетский принцип образования в области мультипликации тяжеловесен и не поспевает за новыми технологиями, — пояснил его слова Ахмедов, — в связи с чем нам необходимо обучать художников непосредственно на производстве». По словам худрука студии, ей необходимо использовать труд 500–600 аниматоров — студия еще не определилась, брать ли ей художников в штат или привлекать на подряды и договоры.
«Нормальной студии необходимо полторы — две тысячи человек, но вы же понимаете, что нам этого никто не даст», — грустно заметил Алдашин.
Привлекать людей в анимацию будут и другим путем. По словам Алдашина, он считает совершенно необходимым основать при студии культурно-развлекательный комплекс, в котором юная публика могла бы не только смотреть новые и архивные мультфильмы, но и изучать историю анимации, а также посещать занятия. Таким образом, рассчитывает руководство студии, можно было бы заложить основы будущего отрасли.
В настоящем же студию ждет переезд из бывшего здания храма Святителя Николая в Новой Слободе, площади которого на Долгоруковской улице студия занимает с 1945 года, в новое помещение на улице Академика Королева, в помещения бывшего ФГУП МКБК. Там на площади в 12 000 метров и должны разместиться производственные мощности, архив, а также упомянутый Алдашиным культурно-развлекательный центр. «Союзмультфильм» начнет переезжать уже в августе, на этот процесс студия потратит полтора года.