Анатолий Иксанов покидает Большой театр, который возглавлял на протяжении 13 лет — Министерство культуры досрочно разорвало с ним контракт, который заканчивался осенью этого года.
Новым генеральным директором Государственного академического Большого театра станет директор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин.
«Утром в понедельник Иксанова вызвали в министерство, — рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией в театре, — где он узнал, что он больше не директор».
По данным РИА «Новости», в Минкультуры помимо Урина рассматривали еще две кандидатуры на пост генерального директора Большого — Михаила Швыдкого и исполнительного директора попечительского совета ГАБТ Александра Будберга. «Все эти кандидаты за последнюю неделю неоднократно бывали в министерстве», — сказал источник агентства в ведомстве.
«Я прекрасно понимаю, какой груз взвалил на свои плечи, — сказал Урин на встрече с коллективом и прессой утром во вторник. — Один человек ничего сделать не сможет, но вместе мы сможем развиваться».
«Я не планирую никаких революций», — добавил новый директор.
Представляя Урина, глава Минкультуры РФ Владимир Мединский заявил, что Иксанову будет предложен пост советника министра по театрам. Кроме того, бывший генеральный директор Большого будет представлен к правительственной награде.
Анатолий Иксанов возглавлял Большой театр с сентября 2000 года.
Он закончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) по специальности «экономика и организация театрального дела», и сразу после учебы Георгий Товстоногов взял его на должность главного администратора в возглавляемый им Большой драматический театр. Затем Иксанов стал замдиректора БДТ, учился театральному менеджменту за рубежом — в США, Франции и Швейцарии, и в 1996 году был назначен директором петербургского театра. В Большой его прислали «на усиление» — тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой посчитал, что главный театр страны ни в чем не должен уступать театрам Петербурга, среди которых особо выделялся именно БДТ.
Слухи о том, что Иксанов вот-вот покинет Большой, сопровождали директора всю его карьеру в театре, и особенно активно они муссировались во время уходов и приходов руководителей творческих направлений — балета, оперы, оркестра.
Три года назад, в 2010 году, когда истек очередной пятилетний контракт, замену гендиректору Большого уже почти подобрали — а возможными кандидатурами были всё тот же Владимир Урин и оперный певец Юрий Лаптев. Но и тогда Иксанов удержался — правда, судя по всему, с определенными договоренностями: контракт с ним заключили лишь на три года.
Договоренности эти, видимо, касались открытия отреставрированной главной сцены ГАБТа — главной заботы Иксанова на посту директора театра. До завершения шестилетней реконструкции, стоившей около 36 млрд рублей, осенью 2010-го оставался ровно год.
Впрочем, скандалы в Большом после открытия Исторической сцены не прекратились.
Почти сразу после торжественной церемонии — в ноябре 2011 года — солисты балета Большого театра Наталья Осипова и Иван Васильев перешли в петербургский Михайловский театр. Артисты объясняют свой поступок стремлением к свободе творчества, Иксанов сослался на происки частного бизнеса.
Сама реконструкция тоже не осталась без внимания — её раскритиковал солист балета Николай Цискаридзе, который утверждал, что исторический декор заменен на дешевую подделку, а новые репетиционные залы не отвечают требованиям артистов балета. После этого конфликт Цискаридзе с руководством ГАБТа вошел в «горячую стадию», которая сопровождалась наложением на артиста дисциплинарных взысканий, а закончилась 30 июня — Большой отказался продлевать с ним контракт. В тот же день закончился контракт и у ученицы Цискаридзе, солистки балета Анжелины Воронцовой — продлевать его она не стала.
С именем Воронцовой связан и другой скандал, ставший главным событием околотеатральной жизни Большого — нападение на худрука балета Сергея Филина, которому в лицо плеснули жидкостью, содержащей кислоту.
Филин перенес несколько операций на глазах, но его зрение до сих не восстановилось, несмотря на лечение в зарубежных клиниках. По обвинению в нападении полиция арестовала троих — и среди них был еще один солист балета Большого Павел Дмитриченко, гражданский муж Воронцовой. По одной из версий следствия, Дмитриченко, которого следствие считает возможным заказчиком нападения, мстил хореографу за несправедливое отношение к таланту балерины.
Ну и, наконец, 4 июля на откровенный демарш решилась прима Светлана Захарова — она отказалась выходить на сцену на премьере балета «Евгений Онегин», где ее и премьера Дэвида Холберга записали во второй состав.
Отставка Иксанова продолжила череду неожиданных кадровых решений Минкультуры. Только за неделю июля были сменены директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова (новым директором стала галерист Марина Лошак) и глава Политехнического музея Борис Салтыков (его сменила Юлия Шахновская). Ранее новых директоров получили четыре из пяти подведомственных министерству научных институтов; скандал в одном из них — Государственном институте истории искусств, сотрудники которого не согласны с кандидатурой Минкультуры, длится почти месяц. А до этого новых руководителей получили Литературный музей и музей в Кижах.