Законопроект «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», определяющий порядок борьбы с нарушениями авторских прав в интернете, принят Госдумой сразу во втором и в третьем чтениях. За окончательное принятие проголосовали 337 депутатов. Если закон успешно пройдет через Совет федерации и будет подписан президентом, он вступит в действие с 1 августа этого года.
Законопроект, названный «антипиратским», был разработан членами думского комитета по культуре, среди которых Владимир Бортко и Елена Драпеко. Первоначальный текст документа был раскритикован представителями интернет-индустрии; свои поправки, изменяющие принципиальные положения проекта, предложили компании «Яндекс» и Google, а также Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). Впрочем они использованы не были: поправки, которые в итоге вошли в документ перед вторым чтением, были разработаны самими депутатами.
Так, теперь под действие законопроекта подпадает только нарушение авторских прав на кино- и телефильмы, а упоминания музыкальных произведений из текста были удалены.
К защите прав на музыку, книги и прочие объекты парламентарии собираются вернуться осенью, во время обсуждения поправок в четвертую часть Гражданского кодекса: об этом «Газете.Ru» сообщил один из авторов поправок, депутат Роберт Шлегель. «Будет второй раунд... осенью будут внесены законы, регулирующие распространение софта, литературы, музыки», — отметил Шлегель.
Кроме того, депутаты разрешили блокировать не полный адрес сайта, на котором размещен нарушающий авторское право контент (IP), а адрес конкретной страницы (URL).
Как пояснил Сергей Железняк во время заседания Госдумы, «IP сайта будет блокироваться лишь в случае отказа ресурса удалить контрафактный контент».
Остальные положения законопроекта остались почти в неприкосновенности. Судом первой инстанции остался Московский городской суд: депутаты посчитали, что с жалобами только по фильмам он справится, тем более что прием заявлений от правообладателей планируют сделать круглосуточным.
Также оставлена норма о блокировке контента, на который пожаловался правообладатель: в законопроекте она названа «предварительным обеспечением защиты исключительных прав на фильмы» и начинает действовать сразу после того, как суд вынесет постановление о приеме заявления от правообладателя; впрочем блокировать сайт или конкретную страницу Роскомнадзор будет только после отказа владельца сайта удалить спорный контент.
«Это лишь фундамент, первый шаг», — сообщил «Газете.Ru» глава кинокомпании СТВ, представитель Ассоциации кинопродюсеров и телевещателей Сергей Сельянов, добавив, что представители правообладателей сформулируют единую позицию осенью.
«Мне это (принятие закона. — «Газета.Ru») не представляется радостным событием, — сказал «Газете.Ru» генеральный директор звукозаписывающей компании Universal Music Russia Дмитрий Коннов. — Закон должен защищать всех производителей интеллектуальной собственности: аудио- и аудиовизуальных материалов, то есть фонограмм и клипов, программного обеспечения».
Коннов выразил надежду, что если депутаты вернутся к этому вопросу осенью, как обещал Железняк, то это неравенство будет устранено.
Представители интернет-отрасли настроены ровно противоположно. «Его [законопроекта] окончательная версия ещё хуже, чем промежуточные. Все поправки интернет-отрасли, которые могли бы добавить в механизм регулирования немного здравого смысла, были полностью проигнорированы», — сказано в официальном заявлении компании «Яндекс».
В сообщении также говорится, что в такой редакции законопроект направлен против логики функционирования интернета и ударит не только по пользователям интернета и владельцам сайтов, но и по самим правообладателям.
«Выбранный способ регулирования борется не с пиратами, а с интернетом», — отметили в «Яндексе».
В компании Google закон в его нынешнем виде назвали «бомбой замедленного действия», причем не только для интернет-индустрии, но и для самих правообладателей, которые уже используют легальные платформы для монетизации своего контента.
«Процедуры блокировки, предусмотренные в законе, создают почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных заявителей в отношении своих конкурентов и не дают возможности пользователям заявить о своих правах и оспорить требования таких заявителей в случае использования контента в допустимых пределах», — говорится в заявлении компании. — Закон не учитывает уже наработанный отечественной и зарубежной интернет-индустрией успешный опыт и процедуры реагирования на заявления правообладателей во внесудебном порядке».
«Несмотря на позицию интернет-индустрии, операторов связи, отраслевого министерства, ряда депутатов, по сути, ни одна из предложенных поправок не была учтена.
Мы все же надеемся, что наша позиция будет услышана и мы избежим вступления в силу закона, который поставит под угрозу интернет-индустрию в России», — заключили в Google.
«Хотя предложение распространить действие закона на музыкальный контент и книги сегодня не прошло во втором чтении, мы понимаем, что эти механизмы рано или поздно будут распространены на все типы контента, и стараемся быть готовыми к их введению», — рассказал «Газете.Ru» Михаил Ильичев, гендиректор компании Dream Industries, развивающей музыкальный сервис Zvooq.ru и книжный Bookmate.ru. По его мнению, наибольшую трудность для сайтов, работающих с видео, аудио и текстовым контентом, в свете последних законодательных инициатив будут представлять не крупные издательские и музыкальные лейблы, а небольшие правообладатели и «независимые» авторы:
«Ваш ресурс вполне может быть блокирован по требованию никому не известного владельца никому не известного произведения», — тревожится Ильичев.
«Нам представляется странным, что власть избирательно расставляет экономические приоритеты, искусственно поддерживая устаревшие модели бизнеса, — комментирует закон координатор комиссии РАЭК по правовым вопросам Глеб Шуклин. — Мы уверены, что правоприменение закона докажет пролоббировавшим его бизнесменам и законодателям неэффективность принятых норм, а мы будем по мере сил способствовать снижению вреда при реализации закона на практике и оказывать помощь интернет-компаниям, которые станут невольными жертвами несбалансированных норм».
«Такого рода регулирование должно быть и будет пересмотрено», — резюмирует эксперт.
Примечательна скорость прохождения законопроекта: он был внесен на рассмотрение в Госдуму 6 июня и уже через неделю, 14 июня, принят в первом чтении; против принятия закона выступили депутаты-эсеры Дмитрий Гудков и Илья Пономарев, а также фракция ЛДПР. Второе/третье чтение состоялось через неделю после первого.
Источник во фракции «Единая Россия» в Госдуме отметил, что поспешное принятие нынешнего закона и его заочное рассмотрение, не позволившее интернет-индустрии отстоять свои поправки или хотя бы привлечь к ним внимание, происходило при давлении со стороны деятелей киноиндустрии и вставшего на их сторону Министерства культуры.
«На внесение поправок депутатов щедро выделили три дня, включая два выходных, — написал в своем блоге на livejournal.com депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев. — Этого оказалось мало, и Дума 43-й пункт повестки дня, спешно внесенный в программу сегодняшнего заседания вчера, передвинула на утро, чтобы не дать нам с коллегой Гудковым выступить».
Поправки к законопроекту, по словам депутата, были приняты только голосами членов фракции «Единая Россия». Пономарев поблагодарил компанию «Яндекс» за правовую поддержку и посетовал, что разработанные ею поправки были отвергнуты.
Третьему чтению предшествовала небольшая перепалка между депутатами Дмитрием Гудковым и Сергеем Железняком. Гудков сообщил, что, по его мнению, принимаемый закон не нацелен на охрану авторских прав, а направлен исключительно на расправу с гражданами и интернет-ресурсами.
«На любой сайт можно закинуть любой контент, а потом закрыть его с помощью Роскомнадзора», — заявил Гудков.
По его мнению, закон помешает развиваться интернет-отрасли: депутат сослался на опыт принятия аналогичного закона в Испании, результатом которого стало перенесение испанскими интернет-ресурсами размещения своих сайтов за рубеж. Железняк в ответ попросил коллегу перечитать законопроект: по его мнению, все необходимые аспекты ко второму чтению были учтены.
«Мы не оставим попыток донести до Госдумы возможности решения проблемы пиратства без ущерба развитию российского интернета», — заключили в «Яндексе». Роберт Шлегель также выразил надежду, что в следующий раз Госдума отнесется более внимательно к поправкам, предлагаемым интернет-индустрией.