Группа сенаторов Совета федерации и депутат Госдумы, член думского комитета по культуре Мария Максакова-Игенбергс, внесли на рассмотрение нижней палаты законопроект со сложным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения информирования потребителей об использовании фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений», который касается использования «плюсовых» фонограмм (тех, на которых заранее записаны и музыка, и голос) на концертных выступлениях.
В документе указано, что устроители концертов должны будут оповещать зрителей об использовании фонограмм на выступлениях артистов на всех рекламных носителях.
Если же организаторы укажут недостоверную информацию о «живом» исполнении, то зрители имеют право на возврат уплаченных за билет денег.
Таких организаторов ждут штрафы. Должностные лица за тайное использование фонограмм заплатят от 50 тысяч до 150 тысяч рублей, а юридические — от 300 тысяч до 1 миллиона рублей. Повторное нарушение положений закона приведет к дисквалификации (то есть фактическому запрету на профессию) должностных лиц, а юрлица заплатят уже от 1 миллиона до 5 миллионов рублей.
Наказывать предполагается только за использование «плюсовых» фонограмм. Использование «минусов» не ограничивается. «Не является административным правонарушением совершение действий... в случае если использованная фонограмма содержала исключительно музыкальное сопровождение исполняемого музыкального произведения без использования голоса человека», — указано в документе.
«Понятие фонограммы требует уточнения, — отмечает генеральный директор звукозаписывающей компании Universal Music Russia Дмитрий Коннов. — Ведь к таковым относятся и вполне допустимые, этичные вещи --
так называемые «дабл-треки» (техника, при которой артист поет с собственной фонограммой на два голоса. — «Газета.Ru») или заранее записанный бэк-вокал». Эксперт отметил, что прием с записанным бэк-вокалом используется отечественными и зарубежными артистами для сокращения издержек: перелеты большой группы зачастую очень дороги, а техника в провинциальных залах иногда просто не рассчитана на большое количество бэк-вокалистов.
«И что артисту делать — вести всех с собой?» — спрашивает Коннов.
Это далеко не первая попытка законодательного наступления на фонограммщиков-плюсовиков. В пояснительной записке указывается, что нормы введенного в 1999 году законодательства, которые требуют от организаторов концертов указывать, будут ли исполнители петь под фонограмму или нет, не работала — не в последнюю очередь из-за того, что не были установлены механизмы контроля таких действий и наказания за них.
Главным «лоббистом» закона о фонограммах был певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон, который в начале «нулевых», избираясь в парламент, обещал запретить пение под «плюс». Сторонниками такого подхода к концертам в те годы были такие исполнители, как Александр Розенбаум и Катя Лель, а также тогдашний вице-спикер Госдумы Любовь Слиска и министры культуры Михаил Швыдкой и Александр Соколов. Певице Ларисе Долиной удалось поговорить на эту тему с Владимиром Путиным, а лидер группы «Пилигрим» и депутат Мосгордумы Андрей Ковалев в 2007 году «протолкнул» через московские власти распоряжение, запрещавшее выступление под «плюс» на концертах, которые финансировал город.
Закон, впрочем, толком не работал, но его сторонники не думали опускать руки. В марте этого года Кобзон в очередной раз поднял эту тему, приведя в пример американскую певицу Уитни Хьюстон, которая вживую пела в Кремле с больным горлом, и западных артистов в целом, которые не позволяют себе петь под фонограмму.
«Я вполне могу понять авторов прошлого и нынешнего законопроекта — Иосифа Кобзона и Марию Максакову-Игенбергс: они люди с вокальным даром, им фонограмма ни к чему, — рассуждает эксперт. —
Но есть области поп-культуры, в которых соображения наличия или отсутствия «фанеры» вообще не является существенными,
людям все равно, используются ли там фонограммы, главное то, насколько хорошо артист представляет программу». При этом, отметил эксперт, если реклама поп-событий будет содержать в себе подобные предупреждения, большого вреда концертной отрасли это не нанесет.
«Хотелось бы посмотреть на то, как это будет работать», — резюмировал Коннов.