Имя Джеймса Гандольфини настолько прочно связано с сериалом «Клан Сопрано», что в некрологах издания обязательно упоминают о том, что актер сыграл в нем главу мафиозного клана Тони Сопрано. Упоминают не напрасно: несколько недель назад Американская гильдия сценаристов назвала это шоу лучшим сериалом в истории.
Правда, сам Гандольфини поначалу относился к своему участию в «Клане Сопрано» скептично. В 1998 году, когда ему в руки попала рукопись будущей эпопеи HBO, он лишь выругался: 37-летний малоизвестный актер с лысиной и лишним весом не верил, что эта роль не достанется какому-нибудь харизматичному красавцу.
Но кастинг был успешно пройден, и Гандольфини внезапно сам стал секс-символом для домохозяек-реалисток.
Его герой, с одной стороны, довольно приземленный и мог бы жить в соседнем подъезде, и в то же время достаточно опасен, чтоб испытывать при его виде дрожь. Едва ли Гандольфини получил бы эту роль, если бы не его короткие появления в гангстерских хитах Тони Скотта – «Последнем бойскауте» и «Настоящей любви». Скотта тоже уже нет в живых; он покончил с собой прошлым летом.
Впрочем, причин не забывать Гандольфини очень много. Например, оставленная им тайна, его трагически нереализованный потенциал комика. Сам он в этом жанре не преуспел, зато открыл в него путь другому знаменитому киногангстеру — Роберту Де Ниро.
Именно с фильмов серии «Анализируй это», невозможных без «Клана Сопрано», начался переход Де Ниро из драм в комедии.
А для Гандольфини успех в криминальном жанре, увы, поставил крест на любой другой карьере. А он умел шутить сам («Я как Вуди Аллен. Только 260-фунтовый. Хотя я что-то пытаюсь сделать со своим весом. Так что напишите — 259-фунтовый») и был отличным рассказчиком чужих хохм.
В 2004 году он спас от полного провала комедию «Пережить Рождество» с Беном Аффлеком.
А в 2005-м снялся у своего друга Джона Тортурро в «Любви и сигаретах» — искрометном пролетарском мюзикле о неверном отце семейства. Жену героя Гандольфини сыграла Сьюзан Сарандон, а любовницу – Кейт Уинслет, и больше ему работать с такими красавицами не доводилось.
Нулевые стали временем рассвета семейных комедий, обязательным персонажем которых был упитанный ворчун с плутовским взглядом.
Гандольфини идеально соответствовал этому амплуа, но ему не повезло с возрастом. Был бы он чуть постарше, мог бы побороться за роли с Де Ниро. Помоложе — составил бы конкуренцию своему двойнику Джону Фавро. Но в глазах продюсеров Гандольфини остался вспыльчивым гангстером Тони Сопрано. Впрочем, не только в их глазах: актер шутил, что после знаменитой роли на HBO его стали бояться даже соседи.
После завершения «Клана Сопрано» в 2007 году окно других возможностей для Гандольфини захлопнулось.
С тех пор он раз в год играл маленькую роль в чужом большом фильме. Начал во «Всей королевской рати» с Шоном Пенном. Затем Скотт поблагодарил старого друга за участие в «Настоящей любви» ролью мэра Нью-Йорка в «Опасных пассажирах поезда 123». А потом вышли «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу и «Ограбление казино» с Брэдом Питтом. В этом году в прокат вышел «Невероятный Берт Уандерстоун» — комедия про битвы фокусников со Стивом Кареллом, Джимом Кэрри и Стивом Бушеми.
Каждый выход Гандольфини в фильме вызывал взрыв хохота, но места на официальном постере ему не нашлось.
В 2010 году Гандольфини попробовал сняться в инди-драме «Добро пожаловать к Райли», известной в основном тем, что звезда «Сумерек» Кристен Стюарт играет там стриптизершу. Благодаря шлейфу вампирской саги и поддержке династии Скоттов (Тони и Ридли — продюсеры, сын Ридли Джейк — режиссер) картину показали на нескольких фестивалях, но сразу после премьеры критики кадра на кадре от нее не оставили. Более грустным, чем в этом фильме, Гандольфини не увидеть нигде.