Если бы кто-нибудь захотел составить облако тегов «Кинотавра 2013», то оно могло бы выглядеть так: секс, женская, она же бабья, доля, отец и сын и сгущенка — этот продукт возникает часто и выразительно в самые неожиданные моменты фильмов. Можно добавить еще что-то, но одного показа в конкурсе картины «Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова хватило для того, чтобы интерес фестивальной публики почти полностью переместился в область сексуального.
Фильм начинается со скорбной группы людей, стоящих у гроба в просторном стерильном зале. Все одеты в траурное черное, в то время как молодой мужчина (Юрий Колокольников) лежит в гробу совершенно голый. Он оказывается фотографом и если не главным, то ключевым героем паутины историй про сложности сексуальной жизни: герой живет с двумя женщинами (Олеся Судзиловская и Динара Янковская), снимает и собирается выставить в галерее крупные планы половых органов. Сам поэт свободы и красоты чистых линий, конечно, называет их более прямолинейно, но процитировать героя не позволяют новые законодательные ограничения в области использования русского языка в прессе.
У окружающих его персонажей со свободой похуже.
Офисный клерк (Никита Тарасов) утратил всякий интерес к интимным местам жены (Сесиль Плеже), но заглядывается на уличную торговку, в то время как сын-школьник посещает проститутку с научно-исследовательскими целями. Подруга жены (Екатерина Щеглова) забеременела, но не решается сказать об этом мужу, который выступает за размеренное бездетное существование в просторной дорогой квартире. Он еще не знает, какое потрясение ожидает его сексуальную жизнь.
Трое из героев-мужчин ищут помощи у рассудительного друга (Тимур Бадалбейли) — тот кажется экспертом по соответствующим расстройствам, но сам остается загадкой.
Есть еще чиновница (Юлия Ауг) с вибратором: она возглавляет думский комитет по нравственности и борется за закрытие выставки, да и вообще исключение всего эротического из окружающей действительности.
Ситуации, в которые попадают герои, абсурдны, цветовая гамма сползает в холодную синеву, много статичных планов, диалоги скупы, но выразительны. «Интересный материал», — говорит художник, направляя объектив фотокамеры между ног очередному гостю студии. «Мы с ним уже в 20 фильмах за год снялись», — не без гордости отвечает оказавшийся порноактером мужчина с животом и поясняет, что хоть раз хочется стать моделью для настоящего искусства.
В общем, российские песни со второго этажа: после показа многие заговорили о схожести фильма Меркуловой и Чупилова с картинами шведа Роя Андерсона и вообще скандинавским кино.
Одними «Интимными местами» чувственная тема на «Кинотавре» не исчерпывается.
В коротком метре, например, жюри шутило про аутоэротизм ироничной, в духе Уэса Андерсона, зарисовки Григория Добрыгина «Измена» — режиссерский дебют звезды фильмов «Как я провел этим летом» и «Черная молния» получил два диплома. Другой диплом получила «Норма жизни» Евгения Бяло, а главный приз — очень технично снятый «F5» Тимофея Жалнина про двух девушек, танец, поцелуй и компромисс между искусством и потаканием публике.
Выделить что-либо в конкурсе после «Интимных мест» сложно.
«Жажда» Дмитрия Тюрина оказалась добротно сделанной экранизацией одноименной повести Андрея Геласимова про хорошего парня, который прячет после Чечни обожженное лицо и учится жить. Документальная «Труба» Виталия Манского живописует контраст между жизнью тех, кто живет в стране, продающей газ, и в странах, которые его покупают; сравнение не в пользу России.
Показанный в Канне полнометражный дебют Таисии Игуменцевой «Отдать концы» оказался истеричным капустником про ожидание конца света в деревне, населенной персонажами плохого студенческого спектакля.
Ну а в «Стыде» Юсупа Разыкова сходят с ума женщины, чьи мужья отправились в автономное плавание на подлодке. «Иван, сын Амира» Максима Панфилова — кино про дружбу народов, в котором зашкаливает уровень «доброты», скрепляемой героиней польско-российской актрисы Каролины Грушки.
Реальность на экране становится все более сновидческой, поэтической, метафорической, абстрактной — возможно, сказывается усталость от сурового натурализма, которым славились многие фестивальные ленты прошлых лет. Впереди в конкурсе фантазия Алексея Федорченко на этнографические темы «Небесные жены луговых мари», а также «Географ глобус пропил» Александра Велединского, экранизация одноименного романа Алексея Иванова о кризисе среднего возраста в условиях Среднего Урала.