В будущем люди довели Землю до непригодного к проживанию на ней состояния и переселились в другую звездную систему. Там они построили дома в духе архитектурных фантазий 1970-х годов о космосе и высокотехнологичное общество, которое почти не знает проблем, кроме крайне смертоносных тварей, засылаемых инопланетным противником. Похожие на пришельцев из «Монстро» Джей Джея Абрамса чудища называются «урса» и охотятся на людей, улавливая чувство страха.
Защитой человечества от этой и прочей напастей занимаются рейнджеры, главный из которых — Генерал Сайфер Рэйдж (Уилл Смит) — пережил тяжелую утрату в семье и сумел полностью подавить чувства, став невидимкой для человекоядных хищников. Его сын Китай (Джейден Смит) винит себя в семейной трагедии, а отца — в отчуждении и стремится стать рейнджером, но не проходит профотбор из-за излишней эмоциональности.
Отцу и сыну предстоит окончательно разобраться со своими чувствами и отношениями, когда в результате аварии они окажутся на весьма агрессивной планете.
После «Повелителя стихий», единодушно признанного критиками чудовищной ерундой, могло показаться, что М. Найту Шьямалану («Шестое чувство», «Знаки», «Таинственный лес», «Девушка из воды») в ближайшее время сложно будет найти работу, но его тут же позвал снимать новый фильм Уилл Смит — актер, продюсер и автор идеи.
Идея проста: чтобы найти себя и восстановить семейные узы, подросток преодолевает маршрут, полный смертельных опасностей.
Реализация идеи удручающе прямолинейна. Создатели заставляют героя бегать по лесам от обезьян, прятаться от ночных заморозков в теплых ямах и делать страдальческое лицо. Мальчик, который бравировал своей безрассудной храбростью во время тренировок, боится в незнакомом мире даже собственной тени, но потом, разумеется, меняется на глазах. За его ростом в прямом эфире наблюдает с помощью встроенных в суперкостюм камер отец.
Поскольку путешествие одиночки сложно разнообразить, такой маршрут можно пытаться оживить окружающими красотами и прочими декоративными элементами. Врученный герою Джейдена Смита кортик-трансформер развлекает пару минут, но больше предложить авторам нечего. Другой путь — сильная актерская работа и метафизическая глубина, к которой стремился Джон Хиллкоут в «Дороге» по роману Кормака Маккарти.
Увы, Шьямалан-писатель не Маккарти, а Шьямалан-режиссер не Хиллкоут,
соответственно Уилл и Джейден Смит не дотягивают до Вигго Мортенсена и Коди Смита-Макфи.
Согласно официальной версии, идея фильма пришла в голову Уиллу Смиту после просмотра телевизионной программы про людей, которые выжили в экстремальных ситуациях, и не включала в себя фантастический контекст. В этой связи вспоминается, что такая картина уже существует: это «Последний дюйм», снятый в 1958 году Теодором Вульфовичем и Никитой Курихиным по рассказу Джеймса Олдриджа. Хочется верить, что, если бы кто-то показал это прекрасное кино Смиту и Шьямалану, они отказались бы от замысла и нашли сценарий получше собственного.