В финал вышли певец ByeAlex из Венгрии, Фарид Мамедов из Азербайджана, дуэт Софо Геловани и Нодико Татишвили из Грузии, контртенор Чезар из Румынии, норвежская певица Маргарет Бергер, представитель Исландии Эйтоур Инги, рок-группа «Дорианс» из Армении, финская певица-общественница Криста Сиегфридс, куплетист с Мальты Джанлука Беззина и греческий бэнд Koza Mostra с Агафонасом Иаковидисом в качестве солиста.
Второй полуфинал выгодно отличался от первого большим разнообразием номеров, сделанных к тому же с большим упором именно на шоу. Разнообразие царило и в отборе победителей, в котором сложно отыскать какую-либо логику.
Так, контртенор Чезар, представлявший на конкурсе Румынию, показал зрителям совершенно чудовищное по замыслу выступление — красочное и сумбурное, в котором песня «It's My Life» лишь иллюстрировала вокальные возможности певца.
Сам исполнитель оделся то ли Мефистофелем, то ли Черным Властелином, и изображающая отнюдь не мелких бесов подтанцовка была ему под стать. Что привлекло телезрителей в этом номере — бог весть; возможно, голос исполнителя.
В финал каким-то образом попал и греческий номер, представлявший собой вовсе не греческую даже, а усредненно балканскую «умцу-умцу» под названием «Alcohol is Free», исполненную командой, как будто сбежавшей из фильмов Кустурицы; такой музыкой российских туристов обычно развлекают на курортах Адриатики и Эгейского моря в отелях второй-третьей линии.
Не менее странным кажется выход в финал врача с Мальты Джанлуки Беззины: вряд ли кто будет спорить, что его песня «Tomorrow» не только выдержана в совершенно чуждом Евровидению фолковом духе, но и не подходит к типажу исполнителя.
Или венгерский исполнитель ByAlex — тоже музыкант-любитель, за пределами сцены изучающий философию: он приехал в Швецию с невыразительной песней «Kedvesem» («Любимая»), которую исполнил откровенно плохо; тем не менее теперь он будет бороться за право привезти «Евровидение» в свою страну.
Как и представительница Финляндии Криста Сиегфридс, выступившая с песней «Marry Me» и завершившая исполнение своей не очень-то запоминающейся композиции поцелуем с танцовщицей — таким образом певица, по ее заявлению, высказалась со сцены за легализацию однополых отношений и в поддержку сексуальных меньшинств. Напомним, именно такой трюк организаторы «Евровидения» в 2003 году запретили исполнять российской группе «Тату» под угрозой дисквалификации. Однако с тех пор Европа, видимо, стала толерантнее. Песня же финской певицы, кстати, представляла собой довольно бескомпромиссное требование жениться, обращенное к мужчине.
А вот выход в финал певицы из Норвегии Маргарет Бергер — явление вполне закономерное; букмекеры перед началом конкурса считали, что ей почти гарантировано второе место (с учетом острой конкуренции с украинкой Златой Огневич, разумеется).
Само выступление Бергер, настоящей скандинавской блондинки с ледяными голубыми глазами, под песню «I Feed You My Love» оказалось едва ли не самым качественным и красочным номером двух прошедших полуфиналов. Готический синти-поп с интонациями Бьорк не остался незамеченным зрителями Европы.
Бергер сделала серьезную заявку на победу: её номер смотрелся лучше, чем у фаворитки конкурса датчанки Эммили де Форест, да и сама Бергер выглядела на арене более убедительно и артистично. Возможно, одно из слагаемых произведенного ею эффекта — продюсеры, работавшие с Джастином Тимберлейком и певицей Пинк.
Удачный продюсинг помог и группе «Дорианс», представлявшей Армению: песню «Lonely Planet» для них написал музыкант и композитор легендарных Black Sabbath Томми Айоми;
коллектив из Еревана удачно её исполнил и честно заработал себе место в финале — несмотря на исконно прохладное отношение «Евровидения» к року.
Интересно, что их соседи по Закавказью из Грузии (дуэт Софо Геловани и Нодико Татишвили) и Азербайджана (Фарид Мамедов) смотрелись на фоне группы армянских крунеров-сердцедеров довольно бледно — быть может, потому что полностью отказались от демонстрации своей национальной идентичности в каком-либо виде. Певец из Азербайджана исполнил чувственную балладу «Hold Me», неотличимую от десятков таких же композиций, сделав ставку на шоу мима в прозрачном кубе. Исполнители из плодородной на певческие таланты Грузии исполнили скучную песню «Waterfall», выдержанную в духе традиционной для «Евровидения» баллады, начинающейся с чувственного шепота и переходящей ближе к середине на протяжные рулады; в хэппи-эндах американских подростковых комедий под такие мелодии юные герои обычно бегут от камеры по зеленой траве, взявшись за руки. Тем не менее и им досталось место в финале.
Равно как и исландцу Эйтоуру Инги Гюннлёйгссону, который запомнился только тем, что трижды пытался попасть на «Евровидение», но вместо поездки в очередную евростолицу каждый раз уезжал забирать жену из роддома.
Да еще своей похожестью на Курта Кобейна — но с этим образом никак не соотносилась его скучная баллада «Eg a lif» («У меня есть жизнь»).
Но так повезло не всем: выгодное первое место по порядку выступления не помогло пройти в финал латвийским поп-рокерам PeR, хотя зачином их песня «Here we Go» казалась весьма бодрым, равно как и поведение на сцене; солист от избытка чувств даже предался стейдж-дайвингу: нырнул в толпу, правда, недалеко и без размаха. Но жесткий драйв на конкурсе, как известно, не в чести: за бортом остался и албанский дуэт Адриана Люльгюрая и Бледара Сейко, решивший совместить на сцене хард-рок а-ля 80-е с пиротехническим шоу.
Их товарищем по несчастью стала певица Валентина Монетта из Сан-Марино — с песней «Crisalide (Vola)» она привнесла на сцену дух фестиваля в Сан-Ремо и с ним же отбыла восвояси.
Не повезло и эффектной и вокально одаренной представительнице Израиля Моран Мазор с любовной балладой «Rak bishvilo».
Намного более справедливым выглядит поражение солдат швейцарской «Армии спасения», по требованию организаторов конкурса переименованных в Takasa. Они довольно некачественно исполнили весьма убогую в музыкальном смысле песню «You and Me». В их случае был очевиден расчет на некоторое ошеломление публики: дело в том, что самому старшему музыканту в группе 95 лет. Но, как бы жизнеутверждающе ни выглядел почтенный контрабасист, само выступление швейцарцев походило на эксплуатацию зрительского сострадания к старику и (наряду с номером румынского Дракулы) производило по-настоящему отталкивающее впечатление.
Напомним, что по итогам первого полуфинала, который состоялся 14 мая, в финал вышли представители Молдавии, Литвы, Ирландии, Эстонии, Белоруссии, Дании, Бельгии, Украины и Голландии. Удалось пройти первичный отбор представительнице России Дине Гариповой. Кроме того, в финал без предварительного отбора выходят участники от страны-хозяйки — Швеции — и представители стран «большой пятерки» — Франции, Великобритании, Италии, Испании и Германии.
Финальное шоу «Евровидения-2013» пройдет в субботу, 18 мая.