В пятницу в галерее «Культурный альянс» на «Винзаводе» открылась выставка петербургской группировки «Паразит». Эта выставка — часть серии, которую проект, давший название галерее, начал в сентябре. В течение этого сезона на «Винзаводе» можно было видеть коллективные выставочные проекты из Ижевска, Перми, Казахстана и Сибири; задача проекта во главе с директором Еленой Олейниковой — представить нестоличный мир современного искусства.
Но выставка «Паразит» — нечто особенное в этом провинциальном сериале.
В экспозиции принимают участие два десятка художников разных поколений, которые в разное время прошли через «паразитское» движение, при этом не растеряв единый для группировки дух некоммерческого хулиганства и изобретательности. Висящие под потолком колокольцы из бутылочных горлышек (в народе называемых «розочками»),
чайник из кусков резины размером с небольшого медведя, банки, склянки и картонки образуют если не лучшую, то наверняка самую забавную выставку сезона в курируемом Гельманом пространстве.
Есть мнение, что в современном Петербурге развилась специфическая островная культура, имеющая не так-то много точек пересечения со столичной, и это сближает питерскую ситуацию с теми островками современного искусства, которые находит по регионам «Культурный альянс». Но даже если допустить, что одной выставкой можно показать образ современного искусства, например, Удмуртии, то мощнейший культурный слой Петербурга, выросший за последние 20 лет, не раскроет и десяток проектов. На год рассчитана выставочная программа «Петербургские сезоны», которая идет в галерее «КультПроект», но и она дает лишь частичное представление о современном искусстве этого города.
«Паразиты» отвечают сами за себя. Но за ними стоит целый пласт петербургской культуры. Не магистральной (о какой-либо «художественной магистрали» в Санкт-Петербурге после неоакадемиста Тимура Новикова говорить всерьез невозможно), но зато совершенно аутентичной. Бойкая группировка — детище легендарного Товарищества «Новые Тупые». В конце прошлого тысячелетия их перформансы были антитезой буйному московскому акционизму. Постоянной площадкой принципиально некоммерческих «Тупых» стала галерея «Борей» на Литейном — в основном благодаря тому, что в ней работал сторожем один из членов объединения, Вадим Флягин. В начале 2000-х, когда от Товарищества осталось совсем немного, ветераны организовали молодую смену в группировку «Паразит».
Деятельность «Паразитов» проходит как бы вне современного искусства. Их база — узкий и кривой коридор все той же галереи (он восстановлен на московской выставке из двух близко составленных — не более метра друг от друга — щитов). Их материал — ботинки, банки, вилки, склянки и бутылки, словом, всякая дрянь.
Гигантские лампочки, утюги и чайники из кусков автомобильных камер у основоположника и идеолога группы Владимира Козина, бутылочные горлышки у Игоря Панина, модели интерьеров в коробках из-под сока у Владимира Тузова (были выставлены на прошлой биеннале) и... все что угодно, вплоть до хозяйственного мыла. Этот материал имеет для наших героев особое значение. За фигурное катание на хозяйственном мыле родившаяся в недрах «Паразита» группа «Мыло» получила несколько лет назад премию «Инновация». Незадолго до премирования на первой Уральской биеннале участники «Мыла» сломали бульдозер на заводе «Уралмаш», пытаясь раскатать тысячи брусков мыла в один большой блин...
В то время мода на «левое искусство» была близка к своему пику, и понятно, что среди передовых леваков упражнения с таким материалом котировалось невысоко — общественное звучание в этих опытах разглядеть было сложно.
Хотя «народнее» материала и не придумаешь: скульптуры из хозяйственного и панно из цветного банного мыла еще и пахнут. Полное проникновение в гущу жизни!
За все забавы, отказ от выстраивания карьеры и «проблематизирования социальных проблем» группировка «Паразит» расплачивается одним: она не имеет ни экспортного, ни коммерческого потенциала. Все это балаган, и он слишком незамысловат, чтобы почитаться серьезным зрелищем для серьезных людей. Однако «Паразиты» хитры: каждый член группы делает собственную карьеру. И только ветераны Владимир Козин и Юрий «Полковник» Никифоров остаются при своем: один шьет из кусков резины предметы быта — от «Макарова» до унитаза — другой вяжет арматуру и затейливо процарапывает все, что попадет под руку.