Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Образ жизни — паразитический

В галерее «Культурный альянс» на «Винзаводе» выставка петербургской арт-группировки «Паразит»

В галерее «Культурный альянс» Марата Гельмана на «Винзаводе» открылась выставка петербургской группировки «Паразит».

В пятницу в галерее «Культурный альянс» на «Винзаводе» открылась выставка петербургской группировки «Паразит». Эта выставка — часть серии, которую проект, давший название галерее, начал в сентябре. В течение этого сезона на «Винзаводе» можно было видеть коллективные выставочные проекты из Ижевска, Перми, Казахстана и Сибири; задача проекта во главе с директором Еленой Олейниковой — представить нестоличный мир современного искусства.

Но выставка «Паразит» — нечто особенное в этом провинциальном сериале.

В экспозиции принимают участие два десятка художников разных поколений, которые в разное время прошли через «паразитское» движение, при этом не растеряв единый для группировки дух некоммерческого хулиганства и изобретательности. Висящие под потолком колокольцы из бутылочных горлышек (в народе называемых «розочками»),

чайник из кусков резины размером с небольшого медведя, банки, склянки и картонки образуют если не лучшую, то наверняка самую забавную выставку сезона в курируемом Гельманом пространстве.

Есть мнение, что в современном Петербурге развилась специфическая островная культура, имеющая не так-то много точек пересечения со столичной, и это сближает питерскую ситуацию с теми островками современного искусства, которые находит по регионам «Культурный альянс». Но даже если допустить, что одной выставкой можно показать образ современного искусства, например, Удмуртии, то мощнейший культурный слой Петербурга, выросший за последние 20 лет, не раскроет и десяток проектов. На год рассчитана выставочная программа «Петербургские сезоны», которая идет в галерее «КультПроект», но и она дает лишь частичное представление о современном искусстве этого города.

«Паразиты» отвечают сами за себя. Но за ними стоит целый пласт петербургской культуры. Не магистральной (о какой-либо «художественной магистрали» в Санкт-Петербурге после неоакадемиста Тимура Новикова говорить всерьез невозможно), но зато совершенно аутентичной. Бойкая группировка — детище легендарного Товарищества «Новые Тупые». В конце прошлого тысячелетия их перформансы были антитезой буйному московскому акционизму. Постоянной площадкой принципиально некоммерческих «Тупых» стала галерея «Борей» на Литейном — в основном благодаря тому, что в ней работал сторожем один из членов объединения, Вадим Флягин. В начале 2000-х, когда от Товарищества осталось совсем немного, ветераны организовали молодую смену в группировку «Паразит».

Деятельность «Паразитов» проходит как бы вне современного искусства. Их база — узкий и кривой коридор все той же галереи (он восстановлен на московской выставке из двух близко составленных — не более метра друг от друга — щитов). Их материал — ботинки, банки, вилки, склянки и бутылки, словом, всякая дрянь.

Гигантские лампочки, утюги и чайники из кусков автомобильных камер у основоположника и идеолога группы Владимира Козина, бутылочные горлышки у Игоря Панина, модели интерьеров в коробках из-под сока у Владимира Тузова (были выставлены на прошлой биеннале) и... все что угодно, вплоть до хозяйственного мыла. Этот материал имеет для наших героев особое значение. За фигурное катание на хозяйственном мыле родившаяся в недрах «Паразита» группа «Мыло» получила несколько лет назад премию «Инновация». Незадолго до премирования на первой Уральской биеннале участники «Мыла» сломали бульдозер на заводе «Уралмаш», пытаясь раскатать тысячи брусков мыла в один большой блин...

В то время мода на «левое искусство» была близка к своему пику, и понятно, что среди передовых леваков упражнения с таким материалом котировалось невысоко — общественное звучание в этих опытах разглядеть было сложно.

Хотя «народнее» материала и не придумаешь: скульптуры из хозяйственного и панно из цветного банного мыла еще и пахнут. Полное проникновение в гущу жизни!

За все забавы, отказ от выстраивания карьеры и «проблематизирования социальных проблем» группировка «Паразит» расплачивается одним: она не имеет ни экспортного, ни коммерческого потенциала. Все это балаган, и он слишком незамысловат, чтобы почитаться серьезным зрелищем для серьезных людей. Однако «Паразиты» хитры: каждый член группы делает собственную карьеру. И только ветераны Владимир Козин и Юрий «Полковник» Никифоров остаются при своем: один шьет из кусков резины предметы быта — от «Макарова» до унитаза — другой вяжет арматуру и затейливо процарапывает все, что попадет под руку.

Новости и материалы
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Стали известны молодежные столицы России 2025 года
Опубликованы кадры спасения пилотов и пассажира с пропавшего на Камчатке Ан-2
Экс-боец UFC: реванш Фьюри и Усика был чисто для заработка
Премьер Италии назвала слухами сообщения о требованиях увеличить оборонные расходы в НАТО
Только на наушниках Apple зарабатывает больше, чем Nintendo, OpenAI и другие IT-гиганты
Минобороны показало видео уничтожения бронированной машины ВСУ
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Трое человек получили ранения при обстреле Херсонской области
Журналисты разоблачили схему Spotify по обману неизвестных музыкантов
На Украине рекордное число людей пересекло границу
Все новости