— Георгий Викторович, у «Маски-шоу» юбилей?
— Тридцатилетие комик-труппы будем отмечать в 2014 году. А в этом исполнилось десять лет нашему театру «Дом клоунов», что мы отпраздновали открытием посольства Юмора в Украине, первого в мире. Его миссия — предоставлять убежище людям, страдающим от серьезных людей или серьезных проблем. Планируем внедрять юмор в украинское правительство, в Верховную раду. Возможно, будем в перерывах между заседаниями исполнять скетчи для депутатов или приглашать их на наши выступления накануне, чтобы привести в порядок настроение. Выплеснут они свою агрессию на наших спектаклях — и, может быть, будут поменьше драться.
— Что еще делает посольство?
— Будем организовывать специальные юмористические экскурсии. Борис Барский (участник комик-труппы «Маски») уже проводил такую в Одессе для членов российского правительства во время их визита в наш город; простым людям такие прогулки тоже доступны. Но главное наше дело – «Комедиада». В этом году она пройдет в Одессе уже в третий раз. Планируется и в Москве.
— Что это за фестиваль?
— В Одессе благоприятная творческая почва, то есть там очень комфортно и артистам, и публике. В отличие от других фестивалей клоунов, мы стремимся сделать оазис для самих артистов. Обычно клоун существует для зрителей, дарит им свою радость, свое искусство, ну а мы хотим сделать праздник прежде всего для нас самих. И зрители могут погрузиться в этот же праздник, испытать те же самые чувства. Но очень важно, чтобы все было правильно, комфортно и гармонично-органично для участников. Поэтому к нам с такой радостью приезжают короли клоунады со всего мира и молодые артисты, участвующие в конкурсе.
— А вам какое направление в клоунаде ближе? Ведь сколько клоунов — столько направлений.
— В клоунаде нет стандартов, нет общих стилей, как в других видах искусства или жанрах. Каждый клоун тем и интересен, что, даже используя какие-то традиции, наработки своих предшественников, изучая историю клоунады и на каком-то этапе подражая, все равно потом находит свой путь, свою маску, свой образ. И уже несет этот образ, что бы ни играл. Достаточно вспомнить Карандаша Михаила Румянцева или Бипа Марселя Марсо.
— А у вас есть определенная маска?
— Лично я – белый клоун.
— А по моим наблюдениям, рыжий.
— Парадокс. Слава Полунин меня считает классическим белым клоуном. Но в сценах с Борисом Барским, в клоунских конфликтах, я часто играю рыжего клоуна.
У нас есть спектакль «Ночная симфония» — сюрреалистическая комедия абсурда. Природа взаимоотношений в нем близка к клоунаде. «Ночная симфония» состоит из притч — историй с законченным первым планом, а за ним — второй, третий планы, раскрывающие сюрреалистическую стихию, сновидения, странности. Вроде бы все узнаваемо, но то, что в жизни не может быть никогда. В этом спектакле есть и драматические, и трагические моменты, но вдруг они превращаются в шутку, и наоборот, возникает шутка, а потом перетекает в трагедию. Что это — спектакль клоунады, сюрреалистическая драма, комедия абсурда? Мы не знаем. Такой спектакль без границ. Мы меняемся: я рыжий, допустим, Боря – белый. А вдруг – наоборот! Весь спектакль происходит трансформация. Я над этим работал долгие годы. Весь мой тридцатилетний опыт, накопившийся как снежный ком, вылился в образы «Ночной симфонии».
— Клоунский дуэт «белый и рыжий» – сконцентрированная формула человеческих взаимоотношений. Один всегда сильнее, хитрее, другой слабее. А в жизни вы как себя ощущаете?
— И тем и другим. Белый клоун – защитник каких-то законов, традиций, форм, стандартов, которые человек создает для того, чтобы ему удобнее было жить. Когда мы теряем интуицию или какое-то искреннее понимание совести, тогда возникает нравственность, возникает закон, который нужно выполнять. Возникают правила поведения, нормы. Но потом мы становимся рабами этих форм, следуя им бездумно. Отжившие свое правила мешают — мы не понимаем, зачем они. И тогда появляются анархисты, панки — люди, предпочитающие свободу. И они начинают разрушать эту форму. В жизни такие процессы выражаются в революциях, в социальных катаклизмах и так далее. Клоуны отражают то, что происходит в жизни. Белый защищает стандарты, нормы. Он правильный человек. А рыжий разрушает. Но обаяние клоунады в том, что рыжий все делает не со зла, а по глупости своей. Он всегда дурак из-за своего незнания, что надо делать. Но в итоге он выигрывает, как народных сказках. Философия дурака помогает человеку раскрывать свое истинное я, освобождаться от эго, от гордыни.
— В общественном сознании существуют стереотипы, что актеры играют себя, какие они на сцене – такие и в жизни. За вами прочно закреплено амплуа комика. Многих удивляет, что вы регулярно снимаетесь у Киры Муратовой, ведь клоунада – массовое искусство, а фильмы Муратовой не для всех.
— Надо у нее спросить: это ее выбор. Она набирает в группу только тех, кого сама хочет. Она никогда не пойдет против своей совести и своего художественного видения. К актерам относится тонко и трепетно. Скажем, последний фильм, «Однокурсники. Вечное возвращение»: она дала мне прочитать сценарий – несколько диалогов мужчины и женщины, сказав, что эти сцены будут играть различные пары актеров. Приглашены Сергей Маковецкий, Олег Табаков, Рената Литвинова, Алла Демидова, Наталья Бузько. Я подумал: абсолютно разные актеры по темпераменту, по школе — наверное, это будет интересно, но даже не мог себе предположить насколько. Когда Кира Муратова со мной работала, позволяла мне делать все что угодно, никогда не пыталась меня переломить, в чем-то убедить; позволила мне двигаться так, как мне было органично. Когда я посмотрел законченный фильм, понял, что и с другими актерами она так же поступала. То есть позволила каждому раскрыть свою природу, купаться в роли. И в итоге смотришь — и оторваться невозможно. Я погрузился в этот фильм целиком. Муратова – удивительный человек. У нее все очень точно, достоверно до мельчайших деталей, нет ничего лишнего. Она парадоксальна так же, как и жизнь. Бывают же в жизни такие события, что, если их точно воспроизвести, никто никогда не поверит. Но вот Кира делает это мастерски.