В Москве на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко прошла XIX церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска», завершившая фестиваль, который продлился три месяца, собрав около 100 спектаклей из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Режиссёром церемонии уже не в первый раз выступила Нина Чусова, в начале нулевых много работавшая в Москве. Никаких особенных изысков в решении вечера не было – всё внимание было сосредоточено на оглашении номинантов, которое происходило максимально динамично и без официозного пафоса, при полном свете в зрительном зале. Главный режиссёрский ход заключался в том, что каждого лауреата сопровождали до сцены операторы и на экран крупным планом проецировалось его лицо.
Самым неожиданным из решений жюри драматического театра стала победа в основной номинации «Спектакль большой формы» ярославского Театра им. Ф. Волкова с постановкой его художественного руководителя Евгения Марчелли «Без названия» по чеховскому «Платонову».
За всю историю «Маски» это всего лишь второй случай, когда премия за лучший спектакль присуждается театру за пределами Москвы и Петербурга, причём первый прецедент был создан аж в 1996 году, когда победу одержала «Буря» Молодёжного театра из Казани.
И тут, конечно, можно порадоваться и за старейший в России театральный коллектив, в последние годы вставший на путь обновления и избавившийся от репутации одного из самых замшелых провинциальных театров, и за режиссёра Евгения Марчелли, уже несколько десятилетий ведущего подрывную авангардную деятельность в труппах самых разных городов. Как и за его любимого актёра Виталия Кищенко, сыгравшего в спектакле главную роль и получившего награду ещё и в актерской номинации.
Однако нельзя отделаться от ощущения, что этот выбор жюри был совсем не признанием триумфа Марчелли, а просто компромиссом членов коллегии, не сумевших прийти к общему мнению из-за принципиально разных взглядов.
«Без названия» — работа талантливая, красивая и концептуальная, но по степени мастерства она явно уступает традиционным «Талантам и поклонникам» Миндаугаса Карбаускиса в Театре Маяковского и «Пристани» Римаса Туминаса в Театре Вахтангова, а по радикальности — «Году, когда я не родился» Константина Богомолова в Театре Табакова и «Маленьким трагедиям Пушкина» Виктора Рыжакова в «Сатириконе».
Впрочем, «Пристань» Туминаса получила спецприз жюри – и на сей раз эта награда выглядит совсем не утешительной, а по-настоящему почётной и мотивированной именно в таком качестве. Потому что Туминас поставил спектакль, во всех отношениях уникальный, с которым вряд ли способна состязаться хоть одна постановка, находясь в той же весовой категории. Он занял в одном действе всех старейшин своего театра, для каждого сочинив сольную партию и дав легендарным уже актёрам и актрисам сыграть любые роли, какие они только захотят.
В результате родился спектакль, в котором давно забытое великое театральное прошлое вдруг является во всём блеске, чтобы в последний раз попрощаться со зрителями.
Получать премию на сцену вышло чуть ли не полтруппы Вахтанговского театра, включая и его главную Турандот Юлию Борисову, и 97-летнюю Галину Коновалову, актрису, больше 60 лет игравшую эпизоды и только при Туминасе вдруг вышедшую на главные роли. Актрисы остро и едко перешучивались между собой, иронизировали на политические и театральные темы, а зал встретил вахтанговцев стоя, и это было, наверно, впервые в истории спецпризов «Золотой маски».
Ещё один спецприз жюри явно и бесхитростно обозначил очень актуальную для «Маски» этого года проблему конфликта поколений: был награждён «творческий дуэт Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной».
Формулировка, честно говоря, очень странная. Тандем молодого режиссёра, всего за несколько лет ставшего одним из главных в стране возмутителей театрального спокойствия, и художницы, разрушающей всякие представления о сценическом пространстве, участвовал в фестивале со спектаклем «Злая девушка» питерского ТЮЗа им. Брянцева. Но название постановки в дипломе спецприза не было указано — и получается, что премию Волкострелову и Перетрухиной жюри дало как бы просто так, за сам факт существования и совместной работы, что выглядит слегка абсурдно.
Правда, имена Волкострелова и Перетрухиной в ряду лауреатов выглядят всё-таки скорее закономерностью, чем исключением. Вроде бы консервативное жюри под руководством Валерия Фокина приняло и те решения, которые сложно было от него ожидать.
Так, лучшим спектаклем малой формы признали «Антитела» питерского «Балтийского дома» — документальную постановку Михаила Патласова об убийстве антифашиста Тимура Качаравы.
В этой работе животрепещущие для общества проблемы обсуждаются с беспощадной жёсткостью и редкой для театра по-настоящему объективной позицией, как бы буквально фиксируя реальность во всех её противоречиях. В прошлом году в этой же номинации победили «Отморозки» Кирилла Серебренникова – и признание самых остросоциальных спектаклей лучшими, таким образом, становится уже почти традицией.
Лучшим же режиссёром был назван Марат Гацалов, поставивший «Август. Графство Осейдж» в новосибирском театре «Глобус».
Московский режиссёр, несколько лет руководивший театром в сибирском Прокопьевске и сделавший его одним из хедлайнеров российских фестивалей, ставит исключительно современную драматургию и всегда ищет для неё сложную игровую форму, взрывая представления о традиционной сцене-коробке.
И Гацалову, и Волкострелову, и Патласову совсем немного за 30, а их победы вполне можно считать одной, коллективной, которая явно говорит об одной из главных тенденций в русском театре.
Год назад в основных номинациях «Маски» победили Кирилл Серебренников, Андрей Могучий и Юрий Бутусов – режиссёры, начинавшие в 90-е, долго ходившие в молодых авангардистах и маргиналах и только недавно окончательно завоевавшие свои места в театральной среде.
Теперь же на смену поколению 40–50-летних приходят 30-летние, делая это гораздо быстрей и решительней, чем их предшественники.
Речь о коренной перестройке российской театральной системы, изменении её климата и среднего режиссёрского возраста: театр в России стал развиваться куда более стремительными темпами, чем ещё несколько лет назад.
Но всё равно в решениях жюри остаётся большая ложка дёгтя, даже помимо почти казусного присуждения премии лучшему спектаклю большой формы и странного обозначения спецприза Волкострелову. Приз за лучшую женскую роль получила актриса Роза Хайруллина — за скандального «Лира» Константина Богомолова в питерском «Приюте комедианта». При этом сам спектакль в целом остался без наград, как и режиссёр, также номинированный в большой форме за «Год, когда я не родился», поставленный в Театре Табакова.
Жюри во главе с Валерием Фокиным проигнорировало Богомолова — и, кажется, демонстративно.
А ведь как ни относись к этому режиссёру, но его огромную роль в театральном процессе последних лет (как и вызываемый его новыми спектаклями резонанс, часто не сопоставимый почти ни с какими другими премьерами) отрицать глупо. И упорное нежелание замечать Богомолова наносит серьёзный удар по репутации «Золотой маски» и её объективности, даже когда в нём повинно только жюри (или отдельные его члены, часто оказывающиеся несколько предвзятыми).