«Эксперимент по развитию и жизнедеятельности Театра на Таганке без Юрия Петровича (Любимова) оказался несостоятельным и провальным», — заявил на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС актер Тимур Бадалбейли. Он добавил, что без Любимова Таганка жить и развиваться не может.
Кроме Бадалбейли в пресс-конференции участвовали и другие актеры труппы — Феликс Антипов, Дмитрий Высоцкий, Дмитрий Муляр и Любовь Селютина. Все они поддерживают идею возвращения Юрия Любимова в театр.
«Неправильно, что человек, который создал этот театр, который уже вписан во все театральные учебники, не может войти в здание театра», — сказал Высоцкий.
«Нужно исправить ошибку», — поддержал его Антипов.
Летом 2011 года Юрий Любимов покинул основанный им Театр на Таганке; причиной стал конфликт с актерами во время гастролей в Чехии. После этого Любимов поставил спектакль «Бесы» в Вахтанговском театре, а сейчас готовит оперу «Князь Игорь» в Большом и «Школу жен» в «Новой опере».
Впрочем, актеры признали, что не все коллеги разделяют их мнение и в труппе театра фактически имеется раскол.
Эту информацию подтвердили «Газете.Ru» и в театре. По словам собеседника издания, ранее на этот поат предлагались кандидатуры Константина Богомолова, Александра Огарева, Владимира Мирзоева.
Мирзоев подтвердил, что получал предложение от Таганки. «Мы говорили с Золотухиным, — рассказал «Газете.Ru» режиссер. — Я сообщил ему, что готов работать на Таганке только три сезона — это связано с моей концепцией реформы репертуарного театра в РФ». Режиссер заявил, что считает свою кандидатуру непроходной в связи со своей политической позицией: Мирзоев является членом Координационного совета оппозиции.
«Позвать Любимова — это сугубо наша, личная инициатива нескольких человек. Мы видим, как разрушается то, во что мы тоже вкладывали свою жизнь, своё здоровье, — рассказал «Газете.Ru» Бадалбейли. — «Инициатива была подготовлена теми двумя годами, которые мы прожили без Любимова.
Ситуация с театре стала тоскливой, достигла абсурда. Ветшает репертуар, падает уровень творчества, мы теряем своего зрителя».
После ухода Любимова в 2011 году театр возглавил Валерий Золотухин; в начале марта нынешнего года он написал заявление об уходе и был госпитализирован. Новым директором Таганки стал Владимир Флейшер. Вслед за этим Любимов из-за падения уровня исполнения запретил театру играть несколько спектаклей, в которых он является автором сценария, среди них, например, знаменитый «Добрый человек из Сезуана», с постановки которого в 1964 году и начиналась легендарная «любимовская» эпоха в жизни театра.
«Как ни оценивай то состояние, в котором Любимов оставил Таганку в 2011 году, это все-таки был театр, о котором говорили и писали, — сказала «Газете.Ru» главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. — Но сейчас нельзя отрицать, что без Любимова Таганка несколько маргинализировалась, и из моего, например, личного «плана на жизнь» этот театр исчез».
В сложившейся с репертуаром ситуации организаторы пресс-конференции обвинили «группу самозванных управленцев», как назвал их Бадалбейли, которая дорвалась до управления театром.
«В смутное время кто-то поднимается, пользуясь мутной ситуацией. А мутная ситуация была налицо в два года назад, когда случился этот чудовищный конфликт», — указал Бадалбейли, наотрез отказавшись называть конкретные фамилии.
Золотухина в состав этой «группы» организаторы пресс-конференции включать не стали.
«Не думаю, что про Золотухина кто-нибудь сможет сказать что-либо негативное», — указал Высоцкий.
«Золотухин — это наша большая боль на сегодняшний день, и ситуация очень трагическая.
Два года назад он мужественно взял на себя ответственность, и прежде всего моральную. Но он не менеджер, никто и не думал, что он будет руководить нами как директор, а его помощники, к сожалению, сослужили и ему, и всем очень нехорошую службу», — объяснил ситуацию Бадалбейли.
Заместитель руководителя департамента культуры Москвы Евгения Шерменева, в чьем ведении находится Театр на Таганке, выразила удивление самим фактом проведения пресс-конференции:
«Так или иначе, решение будет принимать учредитель — департамент культуры, и оно будет принято только после встречи Сергея Капкова с Юрием Любимовым 29 марта».
Впрочем, на полномочия департамента культуры актеры и не посягают — они неоднократно указывали, что решение о назначении нового или приглашении старого художественного руководителя будет принимать именно столичный культурный департамент.
Примечательно, что и сам Любимов, до которого сумел дозвониться ведущий пресс-конференции, отложил ответ на вопрос, готов он или нет вернуться в Театр на Таганке, до встречи с Капковым. Но при этом режиссер выразил надежду, что мнение актеров театра на Таганке будет принято во внимание. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на собственный источник в театре сообщает, что многие артисты не хотят возвращения Любимова на пост худрука, но считают этот вопрос решенным.
Перспективы дальнейшего сотрудничества Таганки и ее легендарного худрука оценивает как противоречивые и Марина Давыдова. «Зная Любимова, могу сказать, что возможно все что угодно, — сказала театровед. — Но я сомневаюсь в плодотворности нового творческого союза данного режиссера и данной труппы: сложно склеить заново однажды расторгнутый брак».
Давыдова отметила, однако, что возвращение в репертуар спектаклей, поставленных Любимовым, благотворно скажется на состоянии театральной среды. «Я буду рада возможности показать спектакли Любимова своим детям — в том виде, в котором он их поставил».