Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Машина без бога

Театр наций открыл малую сцену спектаклем «Электра» Тимофея Кулябина, в которой действие древнегреческого мифа перенесено в аэропорт XXI века

Московский театр наций показал первую в новом году премьеру, открывшую его новую малую сцену, оснащённую по последнему слову техники: спектакль новосибирского режиссёра Тимофея Кулябина «Электра» с Юлией Пересильд в главной роли стал редким по своей радикальности для российской сцены опытом осмысления античной трагедии.

Древнегреческие трагедии у нас вообще ставят нечасто. В Москве последний громкий спектакль на античный сюжет вышел больше трёх лет назад — «Медея» Камы Гинкаса в МТЮЗе, основанная не на каноническом тексте Еврипида, а на римской версии от Сенеки.

Если же говорить о триаде эллинских трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида, то, включая премьеру Кулябина, постановок их пьес в городе на сегодняшний день можно насчитать всего пять.

При колоссальной интенсивности театральных событий это по меньшей мере странно, особенно с учётом того огромного простора, который даёт античная драматургия для современного театра в самых радикальных его проявлениях. И в ситуации трагического безрыбья уже сам выбор пьесы обеспечивал Кулябину если не успех, то пристальное внимание к его спектаклю. Результат получился отчасти спорным, но, как его ни оценивай, нельзя не констатировать:

такого острого и адекватного по форме сегодняшнему дню взгляда на древнегреческую классику в Москве не встречалось давно.

Тимофей Кулябин — «кудряш», то есть ученик Олега Львовича Кудряшова, возможно, лучшего педагога на режиссёрском факультете ГИТИСа. Окончив его курс в 2007 году, Кулябин уехал в родной Новосибирск, где поставил несколько спектаклей в театре «Красный факел» (за один из которых, «Макбет», был номинирован на премию «Золотая маска»). Первые постановки Кулябина были масштабны, многонаселённы, громки и экспрессивны. Они строились на множестве эффектов и музыкальных тем, плотность метафор на квадратный метр в них зашкаливала, режиссёрская мысль двигалась стремительно и иногда хаотично, но при этом в очень большой степени они принадлежали системе старого театра, и их вряд ли можно было бы причислить к тому, что у нас принято называть «современным искусством». В своих же новых спектаклях Кулябин стал гораздо более резким — например, в его «Гедде Габлер» действие пьесы Ибсена не только перенесено в наше время, но и срифмовано с «Меланхолией» Ларса фон Триера.

«Электра» у Кулябина тоже разыгрывается в XXI веке.

На сцене тщательно воссозданный зал ожидания суперсовременного аэропорта, с зеркально гладким белым полом, удобными креслами и множеством мониторов с отбывающими рейсами (Brussels/London/Athens — города сменяются молниеносно). Муж, назначенный Электре злобной матерью Клитемнестрой (убившей её отца Агамемнона), работает там уборщиком в жёлто-зелёной униформе и заправски управляет громоздкой моечной машиной. Обитают они здесь же, за стеклянной стеной крохотной бытовки со шкафом, сплошь уставленным флаконами с моющими средствами.

А на первом плане то и дело приходящая в движение багажная лента; впрочем, выезжать на ней будут не одни только сумки.

Однако было бы наивно полагать, что это какой-то конкретный аэропорт и действие происходит где-нибудь в России. Сочинённое Кулябиным и его постоянным художником Олегом Головко пространство скорее экзистенциально, чем реально. Речь не о прямом осовременивании, а об актуализации смысла. Здесь нет ничего странного в том, что брат Электры Орест получает из багажа чемодан с кучей ножей или курит прямо в зале ожидания, как и в том, что почти на всём протяжении спектакля в аэропорте нет никого, кроме героев. Аэропорт нужен Кулябину прежде всего как знак времени, как место обитания вечных скитальцев (воспитанного в изгнании Ореста и выброшенной матерью из дома Электры) и как пограничный пункт между жизнью и смертью.

Поэтому он сочиняет персонажа, названного в программке «Танцующий»: как объясняют титры, тот потерял в авиакатастрофе семью и с тех пор каждый год в один и тот же день приходит в аэропорт и танцует, призывая богов вернуть ему близких. Он ставит на пол магнитолу, включает музыку и пускается в пляс, плавно переходящий в брейк-данс, а продолжающиеся появляться на экране фразы констатируют: боги молчат. Но историю эту вряд ли стоит воспринимать всерьёз, а Кулябин едва ли хочет, чтобы зрители герою сопереживали. Потому что он

ставит спектакль о том, что боги не просто умерли — их вообще никогда не было.

Действие всё время перемежается сложносочинёнными вставками: на экранах показывают компьютерные реконструкции самых труднодоступных научных понятий (бозон Хиггса, Большой взрыв, Теория струн), а затем цитаты из нобелевских лауреатов во всевозможных областях (от Ивана Павлова до Нильса Бора), каждый из которых отвергает религию и отрицает существование Бога. Одно из высказываний кажется чересчур резким и крамольным даже для атеистического ума, а потом вдруг выясняется, что принадлежит оно Эйнштейну.

Кулябин прочерчивает линию от античности до открытий прошлого века, от Троянской войны до холокоста и говорит о том, что на данном этапе вера в Бога невозможна.

Что само понятие о нём потеряло смысл, что, если вокруг текут реки крови, Бога не может быть в принципе. А это, в свою очередь, значит: смысла в жизни нет никакого, равно как и оправдания любым человеческим поступкам, ведь грань между героизмом и преступлением в отсутствие Бога неопределима.

Кулябин помещает героев в ситуацию посттрагическую, когда все главные переживания уже позади и способность к чувству утрачена, все эмоции нивелированы.

Ни страдания, ни катарсиса. Актёры говорят приглушёнными, будничными голосами, почти ни разу не повышая тон. Героями правят усталость, безразличие и осознание собственной обречённости. Удивительно, но в таких условиях

высокопарный гекзаметр Еврипида совсем не кажется в их устах странным, а, наоборот, вдруг обретает простоту и лёгкость повседневной речи настолько, что, не зная автора текста, его вряд ли можно было бы угадать.

Кулябин проделал с актёрами колоссальную работу, пытаясь добиться максимально возможной в современном театре естественности, при которой все признаки театральности исчезают напрочь.

Впрочем, удалось это не до конца: способ подачи текста контрастирует со статуарной, аскетичной, но подчёркнуто трагической выстроенностью мизансцен. Актёры ходят по тщательно заданным траекториям, застывают в красивых позах, делают жесты вроде бы скупые, но всё-таки кажущиеся напыщенными. А любые открытые проявления эмоций в заданной атмосфере выглядят фальшью, начинает ли Электра Юлии Пересильд рыдать, стенать или кричать. И причина тут не в актрисе, работающей, вообще-то, очень сильно, а в не до конца найденном приёме, в том, что спектакль вдруг рушит эстетику, которую сам себе задаёт.

Во втором акте возникает ещё одна проблема: в условно-стерильный мир спектакля врывается натурализм. Тело убитого Орестом Эгисфа, нового мужа Клитемнестры, выезжает на багажной ленте.

Почти голое, с ног до головы измазанное кровью, с чёрными полосами ран на груди и ногах. Орест, полулёжа, тащит его по полу, кладя головой к ногам Электры. Электра глумится над трупом, ударяя его, вставая на него, посыпая ему макушку пеплом. Речь, понятное дело, об ослеплении местью и о том, как жестокость становится привычной и обыденной, но, когда эта сцена играется с гипнотической бесстрастностью, она уже не трогает ни умственно, ни эмоционально, не вызывая при этом даже отвращения.

То, что задумано как эффектный ход, вдруг начинает выглядеть просто фокусом.

В финале, когда Орест убил мать, завершив месть за отца, Электра начинает взывать к богам — и вдруг впервые спектакль идёт поперёк текста Еврипида. Орест обрывает её быстро и уверенно: «Бога нет», после чего берёт свой чемодан и молча уходит на посадку в новый рейс. Электра теперь одна в аэропорту, который вдруг заполняется людьми. Кто-то уставился в айпад, кто-то читает газету, кто-то играет с йо-йо, кто-то говорит по телефону, верующий безумец продолжает свой танец. Она же сидит в кожаном кресле, никем не замеченная. Исполнив свой долг, вдохновив Ореста на убийство ради справедливости и вдруг оказавшись наедине с пустотой, которая обволакивает тебя, когда ты внезапно понимаешь, что твоя вера ошибочна, что божества, ради которых ты преступила закон, — это миф, твоя вина неискупима (перед кем её искупать?), а в мире у тебя больше никого нет.

«Электра» Кулябина — спектакль математически точный, идеально придуманный и воплощённый точно по заданному рецепту. Но в итоге он превращается в голую концепцию, в которой не находится места ничему другому. Замыкается в себе, приводя к тупику. Речь совсем не о том, чтобы сеять некое «разумное-доброе-вечное» или будоражить душу, но просто спектаклю слишком не хватает двигателя, который запустил бы эту виртуозную режиссёрскую конструкцию и оторвал её от земли.

Новости и материалы
Тиньков остался должен российскому суду миллионы рублей
В Пентагоне допустили прямое вовлечение третьих стран в конфликт на Украине
Экс-депутат из Нидерландов заявил, что ЕС не компенсирует помощь Украине при победе Трампа
Небензя заявил, что США пытаются убедить мир в недопустимости оказания помощи России
В Таиланде подтвердили решимость королевства стать членом БРИКС
Стало известно, на какие занятия детей россияне тратят деньги
На Камчатке смогли остановить птичий грипп на птицефабрике
В России начали разработку национального калькулятора биологического возраста
Эксперты подсчитали, на что россияне тратят больше всего денег
Су-34 уничтожил опорный пункт противника
В промышленном центре Сибири ввели туристический налог
Врач назвала сжигающий жир овощ
Starbucks решила отказаться от платы за популярную добавку
Нейросети придумали оригинальный метод изучения языков
Врач назвала самые полезные гарниры
Россиян предупредили о подорожании блюд для новогоднего стола
Основатель TikTok стал самым богатым человеком Китая
В России будут по-новому компенсировать льготникам расходы на ЖКУ
Все новости