«Офицер Дэниелс», — представляется звонящий в фастфуд-ресторан мужской голос (Пэт Хили) и сообщает менеджеру Сандре (Энн Дауд), что в заведении произошла кража. Описание преступника указывает на миловидную блондинку Беки (Дрима Уокер), и собеседник просит Сандру помочь следствию — обыскать девушку на месте. Немолодую женщину просьба смущает, Беки тем более не в восторге от требования, но аргумент «так будет быстрее и проще», а также предложенная альтернатива в виде посещения полицейского участка убеждают согласиться. Карманы и сумка пусты, тогда речь заходит о личном досмотре с полным раздеванием. Дальше — больше.
Когда «Эксперимент «Повиновение» впервые показывали на фестивале независимого кино «Санденс», некоторые зрители начали высказывать вслух недовольство задолго до окончания просмотра.
Основное обвинение — в эксплуатации темы: большую часть экранного времени героиня проводит в фартуке на голое тело.
Понятно, что смущает зрителей не раздевание Беки, но то, как, подчиняясь невидимому представителю власти, обыватели подвергают молодую женщину унизительным процедурам, а она почти безропотно их сносит. И никто не скажет в трубку: «Да вы ох...ли!»
В общем, некомфортное кино, от которого легко было бы отмахнуться, заявив, что все это неубедительная выдумка автора, только разворачивающиеся на экране события имели место в 2004-м году в одном из провинциальных фастфудовых ресторанов.
А автор сценария и режиссер Крейг Зобел не пошел путем создания драматической истории «по мотивам», а подробно изучил дело и фактически реконструирует материалы следствия.
Зобел тот еще провокатор: для прошлой картины «Великий мир звука» скрыто снимал на камеру «прослушивания» и общение в фальшивой студии звукозаписи; желающие стать новыми звездами приходили по объявлению и не знали, что «музыкальные продюсеры» это двое артистов. Но в данном случае режиссеру не пришлось ничего придумывать, разве что добавить пару деталей, которые намекают на его версию причин, по которым случившееся оказалось возможным.
Фильм начинается со сцены, в которой Сандра взывает к ответственности своих сотрудников:
начинается тяжелый день пятницы, должен появиться замаскированный под обычного посетителя проверяющий, а кто-то не закрыл на ночь дверь холодильника — и протух запас бекона и огурчиков.
Молодежь в ответ на призывы к порядку беспечно посмеивается: у Беки и ее приятеля Кевина (Филип Эттингер) другие интересы и заботы. Паренек просто немного разгильдяй. Девчушка прикупила новую панель для мобильного и переписывается с очередным ухажером.
В общем, не обязательно даже быть консервативной ведьмой, чтобы не удивиться предъявленному Беки обвинению.
Но как понимать все остальное? Как проявление обывательского доверия к власти, переходящего в священный трепет или страх? Как отсутствие рефлексии? Просто как тупость? В 1963-м году йельский психолог Стэнли Милгрэм задавался вопросом, как обычные немецкие граждане могли участвовать в уничтожении миллионов людей в концентрационных лагерях, и придумал эксперимент.
Испытуемый получал роль «учителя» и должен был бить током второго участника («ученика») за ошибки, увеличивая напряжение с 15 до 450 вольт.
Если мучения «ученика» (изображенные подсадными участниками, о чем не знали «учителя») заставляли испытуемого колебаться, экспериментатор во все более категоричной форме сообщал, что эксперимент требует продолжения, а ответственность он берет на себя.
Милгрэм предполагал, что немцы склонны к подчинению в таких обстоятельствах, но провел для начала опыты в Штатах и обнаружил, что жители Коннектикута в не меньшей мере (эксперимент впоследствии повторялся неоднократно) склонны к повиновению и причинению страданий.
Эксперимент Милгрэма назывался «Подчинение» («Obedience») и название фильма (в оригинале просто «Повиновение» — «Complience») отсылает к его результатам. Жизнь в очередной раз их заверила, а ключевая реплика, и, пожалуй, это не будет спойлером, звучит в эпилоге, когда настоящий детектив полиции удивленно восклицает: «Вы хотите сказать, что подобное случилось не однажды? Да вы издеваетесь!» Подобное, согласно данным полиции случалось около 70 раз в 30 штатах.