После трех дней и ночей беспробудного пьянства и безудержного секса с красоткой-стюардессой (Надин Веласкес) командир воздушного судна Уип Уитакер (Дензел Вашингтон) бодрится дорогой кокаина, садится за штурвал рейса Орландо – Атланта, пугает молодого второго пилота (Брайан Герати) дерзким маневром при наборе высоты в условиях сильной грозы и турбулентности, втихаря выпивает еще пару бутылочек водки и спокойно засыпает – до посадки. Увы, сон прерывается резким уходом в пике. Совершив казавшееся невозможным, Уип становится героем, решает завязать с пьянством и знакомится в больнице с трагической рыжеволосой героинщицей (Келли Райлли), но тут расследующая катастрофу комиссия получает результаты тестов экипажа на алкоголь. Теперь Уипу нужен адвокат (Дон Чидл).
Последнее, с чем вызывает ассоциации словосочетание «фильм режиссера Роберта Земекиса» — это с кино о злоупотреблении выпивкой.
Прославившись трилогией «Назад в будущее», анимационно-игровым мэшапом «Кто подставил Кролика Роджера» и «Форрестом Гампом», в последние годы Земекис был известен прежде всего как энтузиаст новых технологий. И вот, после экспериментов с 3D в «Полярном экспрессе», «Беовульфе» и «Рождественской истории», он возвращается с фильмом на тему «зло ли пьянство или иногда наоборот?». Такой выход уместно сравнить с выходом из затяжного загула без разрушительных последствий.
Возможно, дело в том, что Дензел Вашингтон необычайно хорош в изображении человека, который пьет, пьет еще, пьет до потери всех функций, от двигательных до речевой, но никогда не страдает от похмелья: то ли характер такой, то ли синдром снимается белым порошком.
Самое тяжкое выражение недомогания — песенка «У меня болит голова», которую бодро напевает капитан, пока тянет штурвал на себя.
А какое у него имя! Уип Уитакер — так могут звать одного из супергероев, чьи имена и фамилии в миру традиционно начинаются с одной буквы, как у Супермена Кларка Кента или Человека-паука Питера Паркера.
Супергерою полагается колоритный помощник — у Уипа такой есть. Его личного поставщика запрещенных к свободному обороту веществ и препаратов играет Джон Гудман, совмещающий собственную харизму с имиджем Джефа Бриджеса образца «Большого Лебовски». А про «Экипаж» поначалу даже можно решить, что это своего рода переделка «Хэнкока» с Уиллом Смитом в роли крепко выпивающего супергероя-дебошира. Только вместо фантастического летуна летчик без сверхспособностей — ну кроме упомянутых выше.
Как это часто случается с подобными историями, «Экипаж» весьма убедителен, пока изображает радости порока, и резко сдает при переходе к агитации за здоровый образ жизни.
Но Земекис успешно минимизирует возможные потери, оставляя на трезвость минут десять, и интересным образом смешивает вопросы пьянства и веры. То смертник из онкологического отделения выйдет на лестницу покурить и прочтет монолог о божественном провидении. То циничный адвокат, спасая своего клиента от ответственности, добьется включения «божественной воли» в список возможных причин катастрофы. В конце концов, в «Экипаже» нанюханный летчик сносит при аварийной посадке шпиль церквушки, а самый страшный человек — подруга второго пилота, которая на все отвечает: «Хвала Иисусу!» Сильнее дискредитировать фразу «спасибо, Господи, за то, что я трезв», кажется, невозможно.