[]
Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Только попса думает о слушателе заранее»

Интервью с композитором Александром Маноцковым

Композитор Александр Маноцков рассказал «Газете.Ru» о новой постановке «Четыре квартета», взаимоотношениях современной музыки с популярной культурой и о том, как люди творческих профессий должны участвовать в политической деятельности.

На «Платформе» показали «Четыре квартета» – российско-американскую постановку на границе театра, музыки и танца. Музыкальной основой сочинения стала опера Александра Маноцкова по мотивам одноименной поэмы Томаса Стернса Элиота, хореографией занимался Олег Глушков, а исполнил на сцене квартет, состоящий из двух американских выпускников Школы-студии МХТ — Байрона Одина и Казимира Лиске, актрисы Инны Сухорецкой и режиссера Кирилла Вытоптова. Им пришлось освоить сложную музыкальную партитуру — вокальные партии, игру на гитаре, альте, фортепиано и барабане, а также неклассические движения. Мировая премьера работы, показанной в Москве в режиме work-in-progress, пройдет через месяц в Центре О'Нила в Дэнберри, штат Коннектикут. После московского показа композитор рассказал Газете.Ru о работе в театре и кино, роли жеваной бумаги в звукоизвлечении и о том, как пытался в постановке заменить музыкой слова великого поэта.

— В «Четырех квартетах» много странных движений. Они связаны с текстом Элиота?

— В некотором роде хореография – это и есть «странные движения», правда? Но многие движения прописаны мной в партитуре, потому что они касаются звукоизвлечения. Например, исполнители засовывают себе в рот бумагу исключительно по нотам: вот здесь помять, засунуть, потом жевать, выплюнуть. Длительность прописана. Это называется инструментальный театр – движение дает результат звуковой и видимый. Элементов инструментального театра в партитуре «Четырех квартетов» довольно много.

— Вы их придумывали совместно с Олегом Глушковым?

— Как человек абсолютно несведущий в визуальном, я не лезу на его территорию. Ну, предлагаю что-то иногда. Какие-то вещи мне казались предельно ясными, но они не совпали с моими ожиданиями вообще. Например, эпизод «Words move, music moves only in time». В «Четырех квартетах» вообще цитируются многие стили американской музыки. Один из смыслов всего происходящего – возвращение Элиота в Америку. Так вот в этом эпизоде слова выражают музыку очень буквально. И я думал, что исполнители будут петь канон со сдвигом и реально двигаться в пространстве. А где-то в глубине будет стоять Один Байрон и играть очень медленный хорал на альте. Страшно эффектный финал первого квартета, как мне казалось.

Олег Глушков, с которым я, разумеется, не делился своими соображениями, делает ровно наоборот. Он кладет всех на пол, и они поют почти лицом вниз, а между ними ходит Один с альтом. Получилось гораздо круче и точнее – words move, music moves, а people лежат! Вместо нарочитой иллюстрации — собственное прочтение текста.

— А какие стили американской музыки цитируются в этом сочинении и как они связаны с частями «Квартетов»?

— Кейдж, Райх, Айвз, блюз, песенная традиция — именно в Америке придумали петь сложно устроенный поэтический текст под гитару, и один номер пародирует такой song writing.

— Вообще это одна из встроенных в партитуру игр – встреча английского и американского, поскольку Элиот родился в Америке, а умер в Англии. Но все это вплетено в довольно жестко сделанную канву, как музыкальную, так и программную.

— Не давил на вас текст?

— Сначала я придумал свои смыслы, а потом уже стал пользоваться элиотовским текстом для их выражения. У меня стали возникать неочевидные сочетания музыки и текста. И стало понятно, какие тексты мне не нужны, где я могу вместо того, чтобы писать музыку на слова, написать музыку вместо слов. Есть инструментальные эпизоды — и они как бы про то, что там в тексте. Но не буквально программно, а тоже опосредованно – про то, что важно в этом тексте именно с точки зрения этой партитуры.

— Как вы думаете, не будет ли сложно неподготовленному слушателю воспринимать такое сложное цитатное произведение, да еще на высоком модернистском английском языке без титров?

— Любое человеческое существо, если оно включено в культуру, если оно не маугли, может слушать музыку любой степени сложности. По моему слушательскому опыту, наша жажда создания (а музыка — это и есть способ организации мира) неудовлетворена. Внутри себя она подразумевает способность воспринимать... структуру.

Любая программность – это что-то вроде строительных лесов. Когда работа окончена, леса можно убрать и уже не интересоваться их устройством. Конечно, я рассчитывал на возникновение каких-то искр между представлением сведущего читателя об этом тексте с тем, как этот текст звучит в опере. Но это только дополнительная игра. Мы же сделали не комментарий к тексту и не лекцию, а что-то свое – и наше произведение с первых же звуков и движений начинает говорить о себе самом здесь и сейчас.

Вообще, только коммерческая попса думает о слушателе заранее, стремясь ему понравиться, – и это чаще всего напрасный труд, ведь слушатель хочет настоящего, а настоящее может строиться только по своим собственным законам. Если они есть, а не сымитированы, любой зритель сможет их считать, если, конечно, захочет. Хотя, как я уже говорил, такой активный интерес к «Квартетам», какой мы заметили в Москве, для меня неожиданность. Ну так бывает, что-то люди для себя в этом находят, и слава богу. Колоссальную роль здесь играет то, что очень притягательные личности на площадке – все наши четыре исполнителя в высшей степени обладают тем, что в Америке называют presence.

— Вы много пишете для кино. Будет ли на «Платформе», где вы теперь курируете музыкальную программу, место элементам поп-культуры?

— Что касается кино, за последнее время я написал музыку к пяти или шести фильмам, но все они как-то не «поп». «Конвой» Алексея Мизгирева, например, мы вообще не увидим в прокате. Хотя из мира поп-кино тоже поступают предложения. Вероятно, это связано с тем, что я как-то два года подряд получаю приз на «Кинотавре» за музыку к фильмам. Но сейчас не тот период в жизни у меня, вероятно. Когда я пишу музыку для кино, для меня это не компромисс. Не могу писать музыку к фильму, который сам про себя решил, что он для какой-то «аудитории».

Я вообще не очень хорошо понимаю, что такое поп-культура.

Мне кажется, отечественная поп-культура — это Гребенщиков, Земфира; сотни тысяч не могут прожить без их песен. Но «Платформа» таким исполнителям, конечно, не нужна. А то, что в России сейчас называется поп-культурой, – я просто отказываю этому в праве на существование. Я же не могу считать сегодняшнюю Госдуму политиками. Это, между прочим, связанные вещи.

— Кстати, о политике. Вы один из немногих музыкальных деятелей, кто принимал активное участие в протестном движении и даже за это страдал: вас били и сажали на 10 суток. Вы не разочаровались в этом движении сейчас?

— Знаете, мне не нравится ситуация «Деятели культуры за свободу». Я не считаю, что если у человека профессия «композитор» или «поэт», то его голос дороже, чем голос водопроводчика или торговца в ларьке. Не надо никого учить. Наша работа — она за столом.

Вообще, я считаю, чем больше обычных нормальных мужиков будут в это включаться, тем быстрее вся эта ситуация разрешится.

Я в таких вещах сторонник простых решений. Вот был у меня такой случай. Окна мои выходят на шумную улицу. Было лето, и ночью стали долбить асфальт. А у меня ребенок спит. Ну что делать в такой ситуации? Натягивать штаны, кроссовки на босу ногу и выходить разбираться. Если кому-то нужно отмыть деньги и двадцать раз переложить этот асфальт, в этом не виноват мой ребенок. И нас таких мужиков собралось на улице несколько человек. И мы не организовывали никакой комитет, не собирали деньги в яндексе, не избирали совет и даже не устроили пикет. Мы подошли к чувакам с отбойными молотками и сказали: «Все, хватит!»

В Японии жестко отреагировали на новое заявление Бербок о РоссииЛеван Паркаия ликвидирован под КурскомЖест Путина в отношении Ксении Собчак был увиден всемиВ Раде сделали заявление об аресте Зеленского спецназомЖенщина показывает лишь одно, когда закидывает ногу на ногуЯпония потребовал вернуть Курилы: ответ РФ лишил дара речиСША предложили РФ вернуться в G7: реакция Путина удивила СМИСлова Зеленского о смене гражданства повергли в ярость украинцевМинобороны РФ спешно сообщило о произошедшем на УкраинеФу! зрители увидели, что у Бузовой торчало из-под трусовИз Минобороны пришли новые данные о прорыве ВСУЧто заявил генерал Гурулев о руководстве, узнав решение ГосдумыМинобороны подтвердило случившееся в Курской областиЗахарова проучила журналистов из США, заставив зал хохотать: СМИЗеленский продал Украину трем странам сразуАрест Зеленского: из Рады раздалось заявление о главе УкраиныКем оказался убитый под Курском Леван Паркаия?Стало известно о попытке силового захвата власти в РоссииНа борту было 156 пассажиров: ЧП с самолетом в небе над РФРоссия получит девять областей? В США сделали заявление
Новости и материалы
Поклонников испугал внешний вид Арианы Гранде: «Кто-то должен вмешаться»
«Я видела сон»: Катя Лель раскрыла сроки окончания СВО
Хоккейный арбитр заявил, что не удивился хет-трику Овечкина
В РПЦ рассказали, сколько командировок в зону СВО совершили священники
Мосбиржа в марте запустит в экспериментальном режиме торги на фондовом рынке в выходные
В Польше высказались о прекращении конфликта на Украине
В Швейцарии оценили диалог между Россией и США
В ГД назвали недостоверной информацию о повышении штрафа за неверно установленную дверь
Мерц посетовал, что до сих пор не получил поздравления от Меркель
Екатеринбурженке, избившей годовалого сына, грозит срок до 10 лет
США призвали отозвать антироссийский проект резолюции в ООН
В США назвали соавтором проекта нейтральной резолюции по Украине
Пострадавшие от ЧС и боев граждане смогут ежемесячно получать по 65 тыс. руб
«Столкнул со стула»: отца Линдси Лохан арестовали за нападение на супругу
Первый канал объяснил, почему вырезал песню «Русские» из эфира
Сийярто заявил, что в ЕС пытаются сохранить для Украины шанс на членство в НАТО
В Роспотребнадзоре рассказали о вспышке неизвестной болезни в ДР Конго
Начальник уволил и избил подчиненного арматурой в Ростове-на-Дону
Все новости