Летом студенты, активисты и международные эксперты в рамках программы «Агенты изменений» Института «Стрелка» выехали в восемь спальных районов города, чтобы изучить запросы местных жителей, а затем, исходя из полученной информации, попробовать немного преобразить их облик - повесить качели на остановке, где-то превратить нехоженую улицу в игрушечную проезжую часть для детей, где-то поставить необычные скамейки. Такие точечные вмешательства в среду города называют городскими интервенциями – они делаются быстро, своими руками и требуют минимальных затрат.
Уже на месте молодым людям помогали местные жители. «Весной происходили известные политические события, и мы увидели, что люди стали выражать больший интерес к тому, что происходит вокруг, - поясняет Екатерина Гиршина, директор летней программы «Стрелки», - Политическая активность в какой-то момент может перерасти в созидательную. Мы подумали, что сейчас самое время для того, чтобы подключать к проблемам развития городской среды не только студентов, но и обычных городских жителей. Весной у возникло ощущение, что это возможно –
люди перестают быть просто потребителями этой городской среды, они хотят быть ее создателями».
Студентов с «Красного Октября» вместе с зарубежными экспертами из Нидерландов, США, Израиля отправили в Медведково и Отрадное, где они постарались понять, какая схема низового районного развития применима именно в нашей стране (если, конечно, она в принципе применима в стране, менталитету которой настолько свойственен патернализм). «Такие мероприятие особенно важны для городов постсоветского пространства, здесь люди очень долго были заняты только своим приватным пространством, к сегодняшнему моменту – кому–то надоело, кто-то насытился. Чувствуется потребность людей к организации публичного пространства» - уверен Мейк, активист движения «Партизанинг». Летние воркшопы «Стрелки» под названием «Агенты перемен» показали, насколько готовы к изменениям муниципальные депутаты, местные власти и, конечно, сами местные жители.
«Сделай сам»
Активистов, занятых улучшением городского пространства, интересуют не столько лавочки, турники и цвет, в который можно их покрасить, сколько переосмысление самого города – устроить игровой лабиринт из ватмана и скотча на спуске с моста или организовать забег с секундомером до отъезжающей электрички. «Стрелка» – это не завод по производству скамеек, а площадка для инноваций и новых идей» - отвечают на сайте активисты жителям Митино, жалующимся на то, что скамейки получились непрактичные и на то, что на следующий день их уже куда-то унесли. Активистам хочется не только лучше понять социальную функцию архитектуры, не просто разбить парки среди складов и котельных, а скорее изучить «серую зону» - разрешено ли то, что не запрещено или, наоборот, запрещено все то, что не разрешено. Например, Флоран Ривьер, уличный художник из Страсбурга, проводивший один из воркшопов «Стрелки» на Войковской, удивляется тому, что
один из охранников банка не только не разрешил им протянуть от дома к дому, но и никак не мог объяснить, почему.
Активисты уверены, что времена архитекторов-сотрудников НИИ Генплана прошли, и настало время других специалистов — урбанистов, разрабатывающих инфраструктурные решения для каждого конкретного района. Главные же в новой конструкции - не генплан, а инициатива самих местных жителей, которые хотят улучшить свой город: общественные пространства общество же и должно менять.
Пока местные чиновники с подозрением относятся к любым инициативам снизу, довольно быстро формируется прослойка активной молодежи, готовой своими руками и бесплатно улучшать городское пространство. Студенты из «Стрелки» не пионеры в этом движении, они лишь обозначили существующий тренд. Первый в России гиперлокальный портал «Бамбук», коллективный блог о людях, идеях и технологиях, создающих комфортную городскую среду «UrbanUrban», сайт для жалоб «Дом. Двор. Дороги», Арт-проект «Картония», решающий проблемы городской социализации, проект по развитию велодвижения в России «Let'a bike it», бесплатный базар для ненужных вещей «Real Free Market» - вот лишь несколько сообществ, исповедующих принцип «сделай сам». Каждый может собрать из дома ненужные вещи, пожаловаться на дыру в асфальте или отметить на карте велосипедную дорожку. С самоорганизацией у активистов, как правило, все в порядке – многочисленные сайты, группы в facebook позволяют желающим объединяться и улучшать город на свое усмотрение. Однако
«Агенты перемен» ставили себе целью заразить своей идеей народ», то есть выйти в реальное оффлайновое пространство спальных районов и побудить жителей начать делать что-либо самим.
«Априори все, что я делаю, взрывоопасно»
Несмотря на то, что в мировой практике городского активизма заранее договариваться с властями об акциях обычно не требуется, в Москве организаторам воркшопов пришлось сначала проговорить свои действия с муниципальными депутатами - а тем, в свою очередь, с районными управами. «Местная власть боится всего, что идет снизу – будь это дизайн или не дизайн. Ко всему относятся настороженно, — рассказывает Максим Мотин, муниципальный депутат района «Печатники», -
Меня в управе спрашивают, а что такое воркшоп? Воркшоп – это когда люди приехали и на месте определяются, отвечаю я. Мне говорят – нет, нам такого не надо, ты нам скажи где, во сколько и что.
Я говорю - люди будут решать на месте. Они мне - нет, пиши письмо. Мы написали максимально непонятное письмо ни о чем, чтобы люди сразу поняли – перед ними свои».
По мнению Мотина, местная власть не доверяет муниципальным депутатам и никак не может помочь активистам, наоборот, мешает им, подозревая их в чем угодно, но только не в том, чтобы улучшить собственный город: «Думали, где разместить материалы для воркшопа, мне говорят – доски можно, трубы нельзя, вдруг у вас там бомба.
Я же не член партии «Единая Россия», поэтому априори все, что я делаю, взрывоопасно.
Местные власти полагают, что то, что делают муниципальные депутаты, направлено против них. Они привыкли, что есть день города, день района, 9 мая, есть компании, которые из года год выигрывают тендер, все проверенные люди, друзья-знакомые, на пять лет вперед уже шарики выпустили, все хорошо. А тут новые люди. Откуда в Печатниках инициативные люди, которые хотят сделать что-то сами? У людей в сознании даже не заложено такой возможности».
Впрочем, Мотин признает, что какие-то сдвиги в отношениях местной власти с активистами и муниципальными депутатами все же можно наблюдать:
«Выделили собянинские миллиарды на благоустройство дворов, и местные власти уже не просто закатывают все в асфальт, а спрашивают поставить ли спортивные площадки, в какой цвет все покрасить. Не в сине-зеленый, а в какой, в матовый? Пожалуйста, в матовый.
То есть это уже не Собянин решает, а мы, на месте. Начали интересоваться мнением муниципальных депутатов, и чем больше активных муниципальных депутатов будет, тем интереснее будет в каждом районе. На местном уровне власти фактически появился новый игрок, юридически – был, фактически – не было. На мой взгляд, это самое большое изменение в городе Москва за последние полгода».
В некоторых районах местные власти не препятствовали работе активистов, а наоборот помогали, например, ставили для охраны участников полицию. Муниципальный депутат района Митино Владимир Демидко считает, что местные власти не могут игнорировать инициативных людей и приводит в пример историю о том, как в его районе люди сами скинулись на установку турников для подтягивания, а районная власть помогла музыкой и грамотами, превратив обычные занятия в ежегодный районный конкурс.
«Не надо ничего тут устанавливать»
Но спортсмены из Митино, скорее, исключение. Как показал опыт летних воркшопов, жители спальных районов, как правило, не знакомы даже с соседями по лестничной клетке, а ко всем инициативам по улучшению относятся предвзято. Например, целью одного из воркшопов, проходивших в Южном Медведково, была установка в парке шутливых навигационных табличек. «В очередной раз поразила агрессия некоторых людей, которые с недоверием смотрели на нас и даже резко отвечали «Не надо ничего тут устанавливать», но мы, объяснили, что это табличка, обозначающая место для пикника и вдобавок желающая вам «Приятного отдыха», - пишет в своем блоге местная жительница, помогавшая активистам, - в итоге, поджав губы, недоброжелательная девушка, просто отвернулась. Позже, возвращаясь домой, мы видели, как та же компания или уже более благонастроенная угощала водкой и солениями голландского куратора воркшопа».
Целью другого воркшопа, уже в Отрадном, как в одном из самых больших спальных районов города, стала не установка гамаков или лавочек, а налаживание коммуникации между жителями. «Мы решили повесить в одном из подъездов стенд для того, чтобы наклеивать туда стикеры с контактами, - рассказывает участница воркшопа Анастасия Чернышова, -
этот стенд знакомил бы соседей друг с другом – в подъезде наверняка есть бабушка, которая вяжет носки, люди, которые могут вкусно накормить или полить цветы в твое отсутствие».
Активисты объясняли жителям, что для того чтобы изменить свой район, в первую очередь, нужно просто познакомиться с соседями.
Впрочем, «Агенты перемен» отмечают не только равнодушие и инерцию жителей, но и примеры заинтересованного отношения к настоящему своего района. Большой популярностью во всех районах пользовались почтовые ящики для сбора предложений по улучшению своего места жительства. Как отмечают активисты, это может свидетельствовать о существующем запросе на эти улучшения, о желании выражать свои предпочтения. «Например, мы нашли три одинаковых письма, подписанных разными людьми, о том, что они хотят паркурную площадку.
Пока мы немного несанкционированно взламывали город, наши ящики тоже взламывали – в одном из районов на наших ящиках спилили замки и повесили свои.
Видимо, сейчас сами читают эти письма» - смеется Мейк, активист из сообщества «Партизанинг».
«Первостепенная задача – объединить людей»
Самая большая проблема — с городским активизмом, как утверждает Гиршина, директор летней программы «Стрелки», не в активистах, не в депутатах, не в управах и не в жителях, а отсутствии каналов связи между ними. «Нужен единый сайт для всех активистов. Сейчас активность не синхронизирована, от этого люди не могут делиться опытом. Человек бы мог добавлять туда проекты, присоединяться к существующим. Мы бы начали с Москвы, а потом перешли к регионам» - предлагает Гиршина. Соглашается с ней и депутат Мотин: «Первостепенная задача – объединить людей. Это было бы слишком просто, если бы жительнице Митино показали, что можно взять и наклеить на асфальт ватман, а из бутылки и скотча сделать скульптуру, а ей так понравилось, что она теперь будет каждый день звонить нам и интересоваться что она еще может сделать».
Также «Агенты перемен» уверены в необходимости создания фонда развития общественных пространств, который бы соединял местные власти и молодых архитекторов в вопросах тендера на проектирование. По словам Гиршиной, предварительная заинтересованность в таком фонде уже есть у правительства Москвы.
Пока студентов со «Стрелки» волнуют не лавочки, а инновации, управы боятся любой активности на местах, муниципальные депутаты только начинают заставлять к себе прислушиваться, а жители не хотят ничего менять сами, быстрых результатов ждать не приходится. Но, по крайней мере, в одном все участники процесса согласны - спальный район, наконец, должен перестать быть просто районом, в котором спят.