Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Скрипка везде хорошо звучит»

Интервью со скрипачом-виртуозом Найджелом Кеннеди

Скрипач-виртуоз Найджел Кеннеди рассказал «Газете.Ru» о совмещении джаза и классической музыки, о предстоящем концерте в Москве и своем поведении на сцене.

Во вторник, 2 октября, в Москве впервые выступит скрипач Найджел Кеннеди — пожалуй, главный анфан-террибль современной академической музыки. Его исполнение «Времён года» Вивальди стало бестселлером в разделе «классика» и разошлось тиражом более двух миллионов экземпляров. Однако в высоколобой академической среде Кеннеди недолюбливают — прежде всего за свободолюбие и непредсказуемость: музыкант носит на голове неряшливый ёжик, ругается матом, нередко играет с джазовым ансамблем (а порой и с рок-группами), курит травку, болеет за бирмингемский футбольный клуб «Астон Вилла» и вообще ведёт себя скорее как поп-звезда, чем как выходец из филармонии. Музыкант рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» Льву Ганкину о том, что для него значит московский концерт, как он добился выпуска альбома со своими композициями, об интересе к музыке берберов и о том, как следует относиться к негативным рецензиям.

— Мне неоднократно приходилось интервьюировать джазовых музыкантов, и все они говорили, что с музыкантами-«классиками» сложно иметь дело, потому что те боятся и не умеют импровизировать. У вас, насколько я понимаю, такой проблемы никогда не возникало?

— Пожалуй, нет. Я импровизирую лет с 13—14 — ещё в училище, помнится, оставались с чуваками после занятий поджемовать немного. Так что в этом смысле я как раз скорее джазовый музыкант, чем «классик», пусть и пришёл к джазу не сразу.

— А вас учили импровизировать? Или это что-то врождённое?

— Нет, честно говоря, не учили — я сам всему научился. Прежде всего благодаря выдающимся музыкантам, вместе с которыми мне повезло поиграть. Сказать по-честному, я не большой поклонник Беркли и других заведений подобного толка, где учат играть «как все». Чарли Паркер не ходил в джазовую академию, и Коулмен Хоукинс тоже. И при этом в их музыке есть какое-то свежее дыхание, которого не хватает многим выпускникам всяческих академий.

— К вопросу о джазе и о классике: это в общем не редкость, когда один и тот же музыкант занимается и тем и другим. Но чтобы объединять эти два мира в рамках одной пластинки или одного концерта — вот это довольно нетипично. Зачем вы так делаете, вместо того чтобы, скажем, отдельно гастролировать с джазовой программой и отдельно с академической?

— Записи и выступления — это всё же разные вещи. У меня не так уж много дисков, на которых звучит одновременно классика и джаз: два или три в общей сложности. Но на концерте мне действительно хочется объединить и то и другое, потому что центральная идея любого моего выступления — это история скрипичной музыки как таковой. Ведь скрипка — это очень древний инструмент, она старше саксофона, трубы, фортепиано… не говоря уж о хаммонд-органе! (Смеётся.) И мне хочется показать, какой была музыка для скрипки в далёком прошлом, в недавнем прошлом, какова она сейчас и какой, вероятно, станет в будущем. К тому же многие ведь находят — и небезосновательно! — параллели между, скажем, произведениями Баха и джазом с его сложными гармоническими решениями. Так что между прошлым, настоящим и будущим всегда есть связь, даже если кому-то кажется иначе.

— В Москве, насколько я понимаю, вы будете играть как раз Баха и ещё Фэтса Уоллера, да?

— Вообще-то, нет, не знаю, кто вам такое сказал. У меня есть акустическая программа, которая действительно состоит из пьес Баха и песен Фэтса Уоллера, но это совсем другая история, очень минималистская: там всего-то-навсего я да гитара с басом. Московский концерт — слишком важная веха для меня, чтобы целиком посвящать его исполнению чужой музыки. Рискну даже сказать, что это в моём расписании пока что главное событие года — я ведь никогда раньше у вас не выступал. Так что начну, наверное, действительно с Баха, но затем перейду к пьесам собственного сочинения — мне же всё-таки хочется показать московским слушателям, какую музыку я пишу, а не только сыграть для них пару-тройку старинных эвергринов.

— А вы помните момент, когда перешли от исполнения чужого материала к сочинению собственного?

— Очень хорошо помню, потому что мой рекорд-лейбл этот момент откладывал как мог. Всякий раз, когда я выпускал какой-нибудь диск с классической музыкой, мне говорили: потерпи ещё немножко, годик-другой, и мы обязательно издадим и твои собственные произведения. И в конечном счёте я пришёл и сказал: слушайте, меня это за****о, либо вы сейчас же выпускаете мой собственный альбом, либо идите в ж***, я с вами больше не сотрудничаю. Я тогда понял, что если ты сам за себя не постоишь, то никто этим заниматься не будет: ведь бизнесменам намного проще продавать то, что уже хорошо известно, чем какой-либо оригинальный материал. С этой проблемой, кстати, особенно часто сталкиваются джазовые и рок-музыканты: стоит им сочинить и записать песню, которая длится больше трёх минут, и люди с лейбла начинают махать руками, хвататься за сердце и кричать, что это карьерное самоубийство. Но так дело обстоит на самом деле во всех сферах жизни, даже в еде: всегда проще продать миллион одинаковых бургеров, чем сначала продать какой-нибудь грёбаный бефстроганов, а через минуту, не знаю, цыплячью ножку!

— К вопросу о рок-музыке: первой вашей записью, которую я услышал, стал диск «The Kennedy Experience» с камерными обработками песен Джими Хендрикса. И потом вы ещё провернули примерно то же самое с группой The Doors на диске «The Doors Concerto». Как вам кажется, это говорит о том, что любая рок-песня при желании может убедительно трансформироваться в академическое произведение, или это показатель гениальности конкретных исполнителей — в данном случае Хендрикса?

— Скорее второе. Джими Хендрикс был необычайно открытым человеком: известно, что он слушал огромное количество самой разной музыки и вся она так или иначе откладывалась в его сознании и влияла на его творчество. Его работы не ограничиваются каким-то одним жанром: например, «Little Wing» звучит как старинная кельтская песня, а «Third Stone From the Sun» — наоборот, очень футуристическая вещь. Не удивительно, что молодёжь до сих пор его слушает и что-то в нём для себя находит.

— И с The Doors та же история?

— Нет, с The Doors было по-другому. Они, пожалуй, не были настолько свободными и космически прекрасными, как Хендрикс. Но мой приятель Джез… Джез… (вспоминает) Коулмен! Да, Джез Коулмен из группы Killing Joke. Он сочинил этот кончерто от начала до конца, и мне так понравилась партитура, что я с удовольствием поучаствовал в записи. По-моему, это сработало, хотя, по правде сказать, сам я не могу представить себе, чтобы когда-нибудь решил что-то делать с музыкой The Doors.

— А осталось вообще что-то ещё в музыке, чего вы никогда не пробовали, но хотели бы попробовать?

— О, ещё как! Я, например, никогда плотно не занимался индийской музыкой или ближневосточной — а это же страсть как интересно. Я большой поклонник музыки берберов — знаете, живут такие в Марокко, в горах. Мне кажется, что сочетание этой традиции с модальным джазом в духе Уэйна Шортера могло бы звучать перспективно. Вообще, что я больше всего люблю в музыке, это то, насколько она неисчерпаема, вы не находите?

— Нахожу: я уже добрый десяток лет занимаюсь музыкальной журналистикой и всё равно постоянно что-то новое открываю.

— Вот именно! Чем больше мы слушаем музыку, тем больше понимаем, насколько же мало мы в ней на самом деле понимаем! Вы говорите — десять лет, а я сорок лет более-менее профессионально играю. И что? Всё равно по-настоящему знаю и понимаю лишь незначительную часть мировой музыки. Самое приятное чувство — когда задумываешься о том, сколько же музыки тебе ещё только предстоит услышать.

— А скрипка к любому музыкальному жанру подходит, как вы думаете? Или есть какие-то жанровые пространства, в которые вы с ней даже не сунетесь?

— Думаю, что скрипка везде хорошо звучит. А знаете почему? Потому что вот посмотрите при случае на скрипача: где он держит скрипку? Аккурат между головой и сердцем! Неудивительно, что в этом инструменте, таким образом, есть кое-что и от ума, и от души. И голос у скрипки тоже есть — потому что, опять же, голосовые связки человека находятся поблизости. А значит, любая музыка, в которой допустим вокал, в ней допустима и скрипка. Даже какое-нибудь техно: если пропустить скрипичный звук через разные эффекты и педали, это будет звучать вполне органично. Вот что прекрасно в скрипке! С роялем, кстати, всё далеко не так просто: на мой взгляд, фортепианный звук противопоказан, скажем, ирландской музыке или клезмеру. Не говоря уж о том, что рояль — это чёртова глыбина, её даже не возьмёшь с собой никуда (смеётся).

— И последнее, о чём хотелось бы спросить. Сейчас часто можно услышать, что для того, чтобы тебя заметили и оценили, недостаточно музыки как таковой, недостаточно быть просто, скажем, хорошим исполнителем или даже небездарным композитором. Нужны всякие дополнительные штуки — например, запоминающиеся видеоклипы, или противоречивые интервью… В общем, что-то в этом роде. Вы согласны?

— Отчасти согласен. Но будем честны: а разве раньше было по-другому? Такие люди, как Чарли Паркер или Диззи Гиллеспи, они были, мягко говоря, не подарок, вокруг них была очень особенная аура — скандальная, противоречивая. Они были великими музыкантами, но главное — сильными и своеобразными личностями. Возьмём Сачмо (прозвище Луи Армстронга. — «Газета.Ru»). Его ведь не любили при жизни, и негритянское сообщество относилось к нему неодобрительно, но потом стало ясно, сколько всего он сделал для расового равноправия. А в классической музыке были такие люди, как Рубинштейн, Фриц Крейслер, Рахманинов… Не просто — одномерно — хорошие музыканты, но по-настоящему трёхмерные таланты, которые талантливо жили, а не только играли. И для человека, который хочет по-настоящему погрузиться в музыку, намного проще сделать это с помощью музыканта, который что-то из себя представляет как личность, а не только как исполнитель.

— Вы как раз из таких — и как, не мешает это в жизни? Когда вы сталкиваетесь, скажем, с пренебрежительным отношением к себе со стороны солидных консерваторских музыкантов, застёгнутых на все пуговицы, или читаете про себя что-нибудь критическое в прессе — вы что при этом испытываете?

— Ну, пару раз я едва сдерживался, чтобы не разузнать адрес этих журналистов и не нанести им дружеский визит на досуге… (смеётся). Но вообще я вспоминаю, как подростком играл вместе со Стефаном Граппелли — вы его, конечно, знаете. Он мне всё время говорил (изображает французский акцент): «Нижель! Любое паблисити лучше, чем отсутствие паблисити!» И знаете, он был прав. Как-то я оказался в аэропорту, мой рейс сильно задержали, и я отправился в книжный магазин. Там была книжка такого шотландского писателя, Иэна Бэнкса. И на задней обложке он напечатал только плохие, разгромные рецензии! Что бы вы думали — я пошёл и купил эту книжку. Никогда бы не сделал этого, если бы там были хорошие рецензии, потому что тогда эта книжка ничем бы не отличалась от тысячи других книжек, которые продавались в этом магазине. А так взял, купил и прочитал. Так что, по-моему, не так уж и важно, что люди о тебе думают. Ты всё равно такой, какой ты есть, это записано в твоей ДНК, и ни один отрицательный отзыв не сможет этого изменить. Я, скажем, никогда не пытался никого провоцировать. Но если людям моё поведение кажется провокативным — бл**ь, ну пусть сходят к психоаналитику, что ли.

Новости и материалы
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Футболист «Локомотива» признан лучшим молодым атакующим полузащитником мира
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Стали известны молодежные столицы России 2025 года
Опубликованы кадры спасения пилотов и пассажира с пропавшего на Камчатке Ан-2
Экс-боец UFC: реванш Фьюри и Усика был чисто для заработка
Премьер Италии назвала слухами сообщения о требованиях увеличить оборонные расходы в НАТО
Только на наушниках Apple зарабатывает больше, чем Nintendo, OpenAI и другие IT-гиганты
Минобороны показало видео уничтожения бронированной машины ВСУ
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Все новости