На «Красном Октябре» открылась новая галерея Red October — новое пространство разместится в помещениях обширного Шоколадного цеха, где раньше проходили масштабные выставки (например, нашумевшая COSMOSCOW). Руководитель новой площадки, один из старейших московских галеристов Владимир Овчаренко рассказал «Газете.Ru» о связи нового Red October и заслуженной «Риджины», о своих планах на новое пространство и первой выставке — «Самодельной России» Владимира Архипова.
— Будет ли связана выставочная политика новой галереи с московской или лондонской «Риджиной»?
— Как правило, галерея работает с художником на постоянной основе и занимается его карьерой, продвижением, продажами. У Red October нет этой привычной схемы галерейной работы. С Архиповым, например, мы сделали прекрасный выставочный проект, и после этого он пошел своим путем, а Red October — своим. Здесь будет другая программа, другие художники. Эта институция некоммерческая в том смысле, что если какие-то деньги будут поступать от продажи билетов или от спонсорских взносов, то они идут не в карман партнеров, а на организацию дальнейшей выставочной программы. «Риджина» представляет не самых слабых художников, поэтому иногда они будут, конечно, на Red October — если будет возможность.
— В пространстве, теперь занятом галереей Red October, уже проводились выставки при вашем участии...
— «Самодельная Россия» — это первая выставка новой галереи, а все события, которые проходили здесь раньше, были в других форматах. Например, недавно была персональная выставка Сергея Браткова, без галереи Red October, но при участии «Риджины», а два года назад мы делали здесь персоналку Семена Файбисовича, с партнерами проводили ярмарку COSMOSCOW. Но это все не имело отношения к нашей новой, постоянно действующей галерее.
.
— Почему вы решили открыть новую галерею с выставки коллекции Владимира Архипова?
— Это художник, который недопоказан в России, показан, но не в полную силу. И мы решили, что сейчас, в 2012 году, полезно представить свежий взгляд на то, что представляет собой современное искусство.
— Но Архипов как собиратель музея самодельных предметов быта скорее видит в современности архаичные черты.
— Если говорить про архаичность, то какой материал сейчас современен? Микросхемы показывать? Подрамник с холстом и маслом — это все было известно 500 лет назад. Как материал Архипов использует нетипичные предметы. Но материал и отношение к нему — разные вещи. Эмоции — из совершенно другой сферы, и по реакции публики можно видеть, что люди с большим интересом относятся к этим объектам.
<1>
— Коллекция Архипова все же относится к современному искусству или она ближе к народному творчеству?
— Конечно, это современное искусство! Те люди, которые используют эти предметы, изготовили их в утилитарных целях, в чем здесь искусство? Автор, Владимир Архипов, их увидел, пропустил через себя, посчитал, что это интересно для небольшой коллекции. Есть много параметров, по которым мы относим современный или архаичный материал к искусству или другим сферам деятельности: как автор это выставил, как он это осветил, что при этом рассказывает, как на это реагируют другие люди.
— У вас сформирован выставочный план на сезон?
— То, что мы точно знаем, это две ближайших выставки: инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Памятник исчезнувшей цивилизации» и групповой проект под кураторством Олега Кулика в декабре.
— Будет ли Red October привлекать массовую аудиторию?
— Мы думаем над этим. Нам очень нужны новые формы, мы не хотим повторять тех, кто давно занимается популяризаторством искусства, — «Гараж», «Винзавод», «Стрелку». Будем делать что-то отличное от этого. Я считаю, что это будет хорошая площадка для разных экспериментов. Будем тестировать. Но в основе того, что мы называем пропагандой современного искусства, лежит все равно выставочная программа.
— Как сформулировать коротко посыл этой площадки?
— Мы называем это «искусство здесь и искусство сейчас». Поэтому нам важно, чтобы выставочные проекты, которые мы показываем здесь, были интересны именно зрителю в России в 2012-м и следующем году. Не показывать то, что здесь люди уже видели сто раз, а также не показывать то, к восприятию чего они совершенно не готовы. Закрутить суперконцептуальную выставку, которую может оценить только небольшой круг специалистов, — не наш принцип. Нам все-таки важно, чтобы зритель находился на небольшой дистанции от понимания и мог легко преодолеть эту дистанцию.
— То есть Red October несет культуртрегерскую функцию?
— Да, и мы говорим спокойно: это пропаганда современного искусства.