Нынешний сезон для отечественного театра может оказаться поворотным и переходным: затянувшийся на десятилетия процесс смены режиссерских поколений под конец прошлого сезона заспешил к завершению. Большинство постановщиков, до 40 лет числившихся в молодых, наконец получили собственные театры. Евгений Писарев, Миндаугас Карбаускис, Виктор Рыжаков, Кирилл Серебренников в Театре им. Гоголя начинают выстраивать новые театральные организмы.
Серьезные реформы запустил и Олег Меньшиков, возглавивший Театр имени Ермоловой — площадку, на протяжении последних 20 лет стабильно числившуюся на первых местах в рейтинге трупп-аутсайдеров.
С апреля 2013 года театром «Практика» будет руководить Иван Вырыпаев – один из самых значимых на сегодняшний день российских драматургов, однако еще до того момента стоит ожидать и многих других громких назначений.
Некоторые театры уже через несколько месяцев вообще сохранят от своего прошлого только фасады.
Так, назначенный руководителем Театра имени Гоголя Кирилл Серебренников преобразует его в проектный театральный центр с режиссерами-резидентами и откроет его в новом формате во второй половине сезона.
Театр Ермоловой откроется уже в ноябре, но из всех 28 спектаклей старого репертуара оставит всего четыре. Вместо этого руководимая Меньшиковым площадка получит целую россыпь премьер, рассчитанных на самую разную аудиторию.
Одной из первых станет «Портрет Дориана Грея» в постановке молодого Александра Созонова (Олег Меньшиков в этой постановке выйдет на сцену в роли Лорда Генри).
В «Самой маленькой драме» Родиона Овчинникова по произведениям Чехова вместе с бывшим худруком театра Владимиром Андреевым сыграет Валентин Гафт. Дальше последуют «Снегурочка» Островского в современной интерпретации и «Язычники» по одной из самых известных пьес молодого драматурга Анны Яблонской, трагически погибшей при теракте в аэропорте «Домодедово», — ставить ее будет Евгений Каменькович. Также в театре откроется новая малая сцена, в перспективе будут созданы театральная школа и библиотека.
Примером для Театра Ермоловой, как и для других переживающих революцию трупп, может служить Театр им. Маяковского. Назначенный полтора года назад его руководителем Миндаугас Карбаускис действует мягко, почти никого не увольняет –
но на новый сезон заявил 8 премьер, и очевидно, что они потихоньку вытеснят из репертуара занесенные толстым слоем нафталина спектакли бывшего худрука «Маяковки» Сергея Арцибашева.
При этом если «Таланты и поклонники», выпущенные Карбаускисом в прошлом году, представляют собой неплохой пример традиционного театра, то новые постановки обещают быть остросовременными.
Так, сам Карбаускис готовит к октябрю премьеру брехтовского «Господина Пунтилы и слуги его Матти» с Михаилом Филипповым и Анатолием Лобоцким в главных ролях. Следом худрук приступит к репетициям пьесы современного литовского драматурга-постмодерниста Мариуса Ивашкявичуса «КАНТ. О критике чистого разума» — этим спектаклем откроется после реконструкции филиал театра. На основной сцене вслед за Брехтом появится Ибсен: молодой режиссер Никита Кобелев ставит «Врага народа», самую социальную и политическую из драм норвежского драматурга. Еще один спектакль, «Август. Графство Оссейдж» по модной пьесе американца Трейси Леттса, покажет латвийский режиссер Гиртс Эцис.
Самой ожидаемой премьерой на малой сцене станет «Танец Дели» Туфана Имамутдинова: ученик Олега Кудряшова, за плечами которого уже два спектакля в Театре Наций, репетирует пьесу Вырыпаева, состоящую из семи вариаций одной истории и полную философских монологов о любви, смерти и смысле жизни.
Как всегда, большое количество премьер анонсирует МХТ им. Чехова.
Самой громкой из них обещает быть спектакль Серебренникова о Константине Станиславском по пьесе, специально написанной Михаилом Дурненковым, – постановка будет приурочена к юбилею патриарха русской сцены.
Также несколько интригующих событий состоятся на малой сцене. Молодой, но уже очень знаменитый оперный режиссер Василий Бархатов покажет свою третью драматическую работу – «Новые страдания юного В.» по пьесе немецкого писателя Ульриха Пленцдорфа, переносящей гетевского Вертера из XIX века в современность. А специализирующийся на «новой драме» постановщик Марат Гацалов возьмется за драматическое воплощение киносценариев Петра Луцика и Алексея Саморядова.
Основная сцена театра будет почти на весь сезон отдана литовцу Виестурсу Мейкшансу, который поставит целых три спектакля по пьесам Сухово-Кобылина: «Свадьбу Кречинского», «Смерть Тарелкина» и «Дело». Актуальность самых злых и отчаянных российских сатирических драм сомнений не вызывает – удивляет лишь неожиданный для такого масштабного проекта выбор режиссера, который до сих пор поставил в МХТ только спектакль «Каренин» на Новой сцене, большого успеха не снискавший.
В быстро меняющейся театральной среде некоторые из трупп, пока еще находящиеся в числе лидеров, явно начинают буксовать. Так, поводом для беспокойства постепенно становится Театр Вахтангова, возрожденный Римасом Туминасом. Когда за дело берется сам худрук, можно ни о чем не беспокоиться: нет сомнений, что «Евгений Онегин», которого Туминас обещает показать в конце января, будет пользоваться успехом как среди зрителей, так и у критиков и получит множество премий. Но вот остальные премьеры уверенного оптимизма не внушают. Первая из них, уже вышедшая, – «Обычное дело» Владимира Иванова по Рэю Куни.
Спектакль, возможно, получился неплохой – да вот только выпускать на основной сцене банальные комедии положений для московских театров-хедлайнеров давно уже стало как минимум «де моде».
Во второй же половине сезона «Школу злословия» поставит Григорий Дитятковский. А 90-летний юбилей Владимира Этуша театр отметит «Ромулом Великим» Фридриха Дюрренматта в версии Павла Сафонова, когда-то громко дебютировавшего в Театре Вахтангова «Чайкой» и «Калигулой».
Вместе с тем нельзя не обратить внимания на еще одну тенденцию:
назначения новых худруков начинают пугать театры, которых они пока не коснулись, и вынуждают главных режиссеров отдельных трупп ступить на новый путь раньше, чем их лишат возможности это сделать.
Наиболее смелым из них оказался Сергей Голомазов, пригласивший на постановку в Театр на Малой Бронной упоминавшегося выше Константина Богомолова. Когда-то, еще до прихода Голомазова, этот enfant terrible российской сцены там уже работал, правда, делая куда более скромные проекты, чем ныне. Его выбор пьесы на этот сезон заставит вздрогнуть даже театральных критиков: ставить он будет «Короля Убю» Альфреда Жарри — пьесу, которую считают краеугольной для всего театрального авангарда XX века.
Богомолов и Жарри – сочетание даже похлеще, чем Ларс фон Триер и Маркиз де Сад.
Проявляются робкие приметы новой жизни и в Театре Моссовета. Конечно, от 87-летнего Павла Хомского радикальной смены имиджа театра ждать не приходится. Но первой премьерой сезона станут «Три сестры» Андрея Кончаловского: в роли Чебутыкина на сцену выйдет Владас Багдонас, главный актер Эймунтаса Някрошюса – артистов такого уровня во всем мире можно пересчитать по пальцам.
Но есть, конечно же, и труппы, для молодых режиссеров до сих пор доступные лишь методом вооруженного штурма. Один из самых красноречивых примеров таких площадок – Театр Сатиры. Его зрителей ждут исключительно комедии, и в большинстве своем бульварного свойства: Роман Виктюк выпускает «Реквием по Радамесу» по Альдо Николаи (с Верой Васильевой, Ольгой Аросевой и Еленой Образцовой), актер Федор Добронравов ставит «Средства от наследства» Юрия Ряшенцева, а бывший худрук Театра им. Маяковского Сергей Арцибашев приступит к работе над спектаклем по Салтыкову-Щедрину.