Люди искусства придумали роботов, климатическое оружие, электромобили и интернет задолго до того, как инженеры дали этим артефактам материальное воплощение. Но технический прогресс не будет отставать вечно, решили организаторы выставки и перевернули ситуацию. Для автомобилей с гибридным приводом — то есть тех, что работают и на бензине, и на электричестве — в свое время спонсор мероприятия разработал целую философию. Частью «гибридного мышления» стало и так называемое гибридное искусство, фестиваль которого проводится уже несколько лет.
По сути, это science art с акцентом на зрелищность.
Каждая выставка «гибридного искусства»— шоу, где все шумит, мигает, искрится и взаимодействует с публикой, поэтому кураторы выставки Катя Бочавар и Дарья Пархоменко взяли на вооружение принцип синергии. Применительно к нынешней экспозиции это значит примерно следующее: зритель, заметив на уровне колена робота от Дмитрия Каварги на кривых колесиках, старается на него не наступить, а игрушка дергается и норовит отползти.
Русские художники участвуют в Hybrid Art впервые. Кроме работы Каварги здесь представлена инсталляция отечественных энтузиастов science art группы «Куда бегут собаки» из Екатеринбурга: несколько десятков серебряных трубок «обнюхивают» человека — и на экране появляется его портрет. Как лицо в телевизоре соответствует запаху, объяснить сложно, но в этом и состоит привлекательность и основной прием science art — пропустив через черный ящик, показать звук в цвете, а картинку в звуке.
Для публики привлекательность «научного искусства» скорее состоит в этом перевертывании, чем в иллюстрации научных принципов.
Пару лет назад на площадке Art&Science Space под управлением Дарьи Пархоменко «Куда бегут собаки» показывали сложную конструкцию с вязкой магнитной жидкостью, которая формировала сложные фигуры. Какие законы физики управляли ею, ведомо только авторам. Некий глубокомысленный вывод делает и автор инсталляции «Меж вентиляторов» Жильвинас Кемпинас, решивший показать механическое движение видеоленты вместо обыкновенного считывания с нее информации. Зритель, однако, за рассуждениями автора не следует, а просто любуется трепетанием невесомого кольца между двух пропеллеров.
Обыкновенное дело на каждом фестивале гибридного искусства — визуализация природных явлений.
На этот раз климатические данные Антарктиды перевел в психоделические диаграммы коллектив английской группы Reconnoitre. Американец Райан Вулф вживил светодиоды во внутренние полости растений. Пучки хвоща в мешочках с землей медитативно раскачиваются под потолком зала, ярко светятся днем и гаснут ночью. Голландские художники подсвечивают лазером пузырьки водорода, которые образуются при электролизе воды. Пузырьки разлагают белый свет на спектр, и получается космическая картина, как в старом фантастическом фильме (киношники до появления компьютеров снимали звездное небо в стакане воды, капнув в него краску или чернила. Силой поверхностного натяжения краситель разбегался по воде в психоделических узорах чуждых галактик).
Газ используется и в инсталляции Михаила Креста, которая, в отличие от большинства экспонатов, сделана в подчеркнуто стимпанковском духе: стальные баллоны, латунные вентили, деревянные треноги.
Это большой самогонный аппарат: в баллонах поменьше брага, в центральный капает первач.
Углекислый газ не пропадает зря, как в бытовом агрегате, а собирается в мешок под потолком. Когда он неизбежно лопнет, облако углекислоты опустится вниз, окутает аппарат и тех, кто окажется рядом, — это и есть цель автора.
В результате этой охоты на газ образуется несколько ведер первосортного спирта, и это иллюстрация практической пользы гибридного искусства.
Термин science art не имеет русского эквивалента и даже русского написания. Название «гибридное искусство» звучит по-русски только несколько дней в году — пока проходит этот фестиваль. Может быть, сторонники теории заговоров опасаются, что, если термин приживется, автоконцерн приватизирует science art, как один компьютерный гигант — приставку i …