Гастрольные выставки изобразительного искусства стран бывшего зарубежья в рамках цикла «Под сенью дружных муз» стали в последнее время важным вектором выставочной политики ГМИИ. Пушкинский привозит шедевры из музеев бывших союзных республик, которые два десятка лет назад оказались за границей. Уже прошли сборные выставки из музеев Армении, была выборка из коллекции Музея зарубежного искусства Риги. Сейчас настала очередь Украины.
В названии выставки кураторы решили обыграть детективный сюжет. В 1965 году картина Франса Хальса «Возвращение св. Луки», привезенная на гастроли в ГМИИ из Одесского музея западного и восточного искусства, была украдена из Пушкинского. Вскоре ее нашли, и эта история послужила основой для одноименного телефильма, в свое время очень популярного. Эту киноленту вспомнил выступивший на открытии выставки министр культуры Владимир Мединский, отметив тонкий юмор организаторов:
«Самому взыскательному грабителю есть чему позавидовать на вашей выставке».
Министру полагается широкий взгляд. Но не в его власти изменить историю, на перипетии которой сетовала директор Киевского национального музея искусств им. Ханенко. Далеко не все шедевры удалось сохранить на Украине после революций, войн и перемен границ. В мирное время работы изымал Госторг.
Так, диптих Кранаха Старшего «Адам и Ева» был продан в музей Лос-Анджелеса. Еще несколько работ были изъяты, но не проданы и остались в Москве.
Украинские коллекции формировались разными путями.
Основа музейных собраний левобережной Украины — коллекции польских магнатов.
Многие вещи киевских музеев происходят из Москвы и Петербурга — были куплены или переданы в сопредельную республику из коллекций ГМИИ или Эрмитажа. Впервые вещи из украинских музеев собраны воедино, и это делает данную выставку уникальной по качеству и разнообразию работ.
Работа над «Возвращением св. Луки» продолжалась два года. С коллекциями девяти украинских музеев работали специалисты Отдела старых мастеров ГМИИ Вадим Садков и Виктория Маркова. В процессе подготовки была поправлена атрибуция нескольких вещей, один экспонат получил авторство, а два других, наоборот, лишились имени:
Веласкес из Киева оказался старой копией, а Караваджо из Одессы теперь принадлежит авторству неизвестного караваджиста.
Этих вещей на выставке нет.
Но есть уникальный «Натюрморт с венчиком для шоколада» Сурбарана, одна из эталонных работ художника. Самые старые экспонаты выставки — две византийские иконы VI века, сделанные в технике энкаусты, из Киевского национального музея искусств им. Ханенко. Чуть младше реликварий XIV века из францисканского монастыря в Умбрии. Злополучный св. Лука соседствует с «Евангелистом Матфеем» Франса Хальса из того же Одесского музея. Много караваджистов — например, диптих «Благовещение» Маттиаса Стома и работы его учителя ван Хонтхорста из Житомирской картинной галереи.
В экспозиции есть как работы знаменитых художников — Хальса, Рубенса, Бернардо Строцци, так и вещи малоизвестных авторов. Многие картины неизвестны широкому зрителю и на Украине: ради выставки в ГМИИ музеи разворошили свои запасники. «Возвращение св. Луки» дает полную картину украинской коллекции живописи до XVIII века, причем более представительную, чем можно увидеть в музеях самой Украины. Межмузейное сотрудничество позволило собрать ее именно в Москве. Вера Виноградова, директор музея им. Ханенко, откуда происходит большая часть работ, выразила надежду, что выставка поедет в Киев. Но решение об этом пока не принято.