Джон Лорд запомнится прежде всего как клавишник, основатель и лидер Deep Purple. Это была великая группа, и без Лорда ее бы не было, как не было бы целой огромной традиции игры, которая началась с него.
Лорд, родившийся в 1941 году, с пяти лет учился играть на фортепиано. Подростком он полюбил блюз и хаммондовский электрический орган.
Стандартная биография, в которой важно все. Лорд любил Баха и музыку Возрождения, которые всегда угадывались в его импровизациях, он использовал блюзовые гармонии. А еще он отказался в свое время от синтезаторов: когда появился Moog и некоторые продвинутые рокеры увлеклись космическими звучаниями без возможности полифонии, Лорд остался верен живому звуку и возможностям виртуозной игры.
На «Мугах», впрочем, он играл позже, когда Deep Purple распались и Лорд выступал вместе с группой Whitesnake, где у него была целая стойка из аналоговых синтезаторов.
До 1968 года Лорд сменил несколько джазовых и блюзовых групп, поиграл в нескольких составах, заслуживших статей в энциклопедиях, и познакомился с Ричи Блэкмором и Иэном Пейсом.
А потом было 34 года игры во всех составах одной из самых влиятельных, кто бы что ни говорил, рок-групп на Земле. Электрический орган, пропущенный через дисторшн и другие аналоговые примочки, виртуозная гитара, бесконечно длинные соло для клавишных и ударных, по-настоящему сложные оркестровки, авторство или соавторство всех великих песен группы, включая известную «Smoke On The Water».
Лорд принес в рок-музыку рояль и клавесин, Баха и Скарлатти, классические формы и безошибочные импровизации, не превращая ее при этом в нечто абсурдно-тяжеловесное. Этот рок был доступен пролетариату и подросткам, хотя искушенный слушатель мог найти в нем удивительные влияния, связи и ассоциации.
Кроме того, Лорд был настоящим композитором: «Би-би-си» и разные другие организации заказывали ему музыку, он укладывался в срок, писал ее и исполнял с группой и оркестром. Со сроками у него вообще не было проблем, кстати. Роджер Гловер поражался тому, как у Лорда всегда самые удачные импровизации получаются с первого раза.
Состоявшийся в 1982 году реюнион группы был фантастически успешен, и Лорд играл со всеми составами Deep Purple до 2002 года, когда благополучно и тихо ушел на пенсию, продолжая, тем не менее, записывать альбомы и концертировать. У него была травма ноги, которая потом прошла без следа сама.
Похоже, это была психосоматика, главная британская рок-группа последней трети XX века ему просто надоела.
Он выпускал сольные альбомы на протяжении всей своей карьеры, записывая их с лучшими музыкантами, которые считали за честь с ним работать. Но последние произведения просто поразительные: и «Sarabande» 2002 года, классическая баховская сюита по форме и довольно тонкое размышление о всей истории рок-н-ролла XX века, и глубоко личный и скорбный «Pictured Within» 1998 года, посвященный памяти матери, и последний «To Notice Such Things», который попал в британские чарты классической музыки и удивительно хорошо для подобной работы продавался.
Странно даже говорить об этом, но смерть его была неожиданной и трагической. Лорд в этом году работал с супергруппой Who Cares?, в которой пел Иэн Гиллан, играли гитаристы Томми Айомми из Black Sabbath и Микко Линдстром из HIM, басист Джейсон Ньюстед из Metallica и барабанщик Нико МакБреэн из Iron Maiden. В сентябре 2012 года выйдет новое издание легендарного, сочиненного Лордом, «Концерта для группы с оркестром», записанное с Брюсом Дикинсоном, Джо Бонамассогой и Ливерпульским королевским симфоническим оркестром. Лорд должен был выступать в Хагене чуть больше двух недель назад, 28 июня. Последний его концерт был отменен: стандартный курс лечения затянулся, он извинился перед фанатами и сказал, что беспокоиться не надо.
Оказалось, надо было беспокоиться.