В московском парке «Музеон» прошла церемония вручения пятой премии «Степной волк»: победителей в 16 номинациях со сцены представлял основатель и идеолог проекта Артемий Троицкий, который раздавал в качестве призов небольших деревянных волков, вырезанных и пестро раскрашенных художником Николаем Копейкиным.
Одним из героев вечера стал Юрий Шевчук – выступление группы ДДТ в поддержку альбома «Иначе» заработало награду в категории «Концерт», а сама пластинка стала «Альбомом года».
Получив приз, маститый Шевчук поблагодарил Бориса Гребенщикова за песню «Молодая шпана», записанную «Аквариумом» еще в 1980 году – по его мнению, «Степной волк» как раз тем и занимается, что собирает и систематизирует этот юный элемент. Гребенщикову, кстати, награда тоже едва не досталась – больше всех голосов в категории «Книга» получил четвертый том «Аэростата», в которую вошли тексты музыкально-просветительской программы, которую лидер «Аквариума» вел на радио «Культура». Однако в этой номинации победителей объявлять не стали – слишком мало оказалось соперников.
Первым же, кто получил возможность взять волчка в свои руки, стали музыканты, питерской группы Ifwe, победившие в номинации «Дебют». Соревноваться им пришлось с тяжеловесами как в смысле переносном – например, с украинским поп-певцом Иваном Дорном, уже дающим сольные концерты на тысячных московских площадках, или с выступающей с мелодекламационными концертами поэтессой Верой Полозковой, так и в прямом – с тяжелым «альтернативным» томским трио Jack Wood. Не менее интересным был расклад в номинации «Ресурс»: претендентами на победу были «облачный» сервис «Zvooq.Ru», взявшая за последний год с места в карьер «Яндекс. Музыка» и
портал «Thankyou.Ru», распространяющий треки рок-исполнителей по системе «плати сколько сможешь» — он и стал победителем.
Главный редактор портала-лауреата Александр Бергер рассказал «Газете.Ru», что доля пользователей, выплачивающих музыкантам деньги за их альбомы, в последние годы выросла, а средний платеж на сайте приблизился примерно к половине стоимости обычного музыкального СD.
В некоторых категориях наблюдалась интересная картина – лауреаты были достаточно очевидны, но карта номинантов от этого не становилась менее интересной. Например, «Катализатором года» едва не стал Владимир Путин, а его соперниками были музыкальный критик и Александр Горбачев и два продюсера, устраивающие фолк-концерты и фестивали – Андрей Клюкин и Александр Чепарухин; Троицкий поставил в заслугу президенту РФ «создание революционной ситуации в стране».
Победил же в этой номинации лидер группы «Центр» Василий Шумов, много лет занимающийся «музыкой протеста» на своем концертно-студийном лейбле «Содержание».
В году нынешнем самым, пожалуй, громким его проектом стал «Белый альбом» — интернет-релиз, записанный в знак солидарности с деятельностью оппозиции, ответ политико-культурным акциям писателей и художников. «Белый альбом» номинировался и в категории «Интернет», однако тут победителем был назван трибьют-проект «Re:Аквариум» на страницах «Lenta.Ru».
Столь же неожиданным было вручение премии в номинации «Слова» екатеринбургскому хип-хоп проекту с диким названием «Птицу Емъ».
Их — и правда весьма исключительные — тексты показались экспертам значительнее слов из песен «Ляписа Трубецкого», Noize MC и даже ДДТ. Не меньшим сюрпризом была победа в номинации «Песня» композиции «Астронавты» замечательного акустического ансамбля из двенадцати человек под названием «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки», соперниками которых были сплошь рок-гранды – Глеб Самойлов («Космобомбы»), ДДТ («Свобода»), «Аукцыон» («Хомба»), «Аквариум» («Назад в Архангельск»).
А вот в номинации «Нечто», казалось, победитель был предопределен: в ней были представлены Pussy Riot,
которые выглядели неоспоримыми фаворитами рядом с трио «Собчак-Обломов-Парфенов», исполнившими песню «Превед Медвед» на телеканале «Дождь», и бывшим главредом журнала «Ом» Игорем Григорьевым, увлекшимся кич-попом и в минувшем году выпустившем альбом «Сны моей весны». Более того, объявлять «Нечто года» Троицкий вышел в розовой шапке-балаклаве. Но победителем стало именно телевизионное трио; впрочем, «хозяин» премии предварил вручение волчка заявлением, что «сегодня мы все Pussy Riot».
Троицкий в этот вечер, кстати, отнюдь не злоупотреблял политическими жестами. Их, собственно, было всего два — вторым стало венчавшее вечер пожелание провести следующую встречу в этой же стране, но в другом государстве.
Куда меньшее чувство меры продемонстрировал упмянутый Игорь Григорьев, устроивший форменный музыкальный перформанс: он вывел на сцену полтора десятка человек в майках с надписью «а*yеli.ru», вместе с которыми исполнил одноименную, исполненную социального пафоса, композицию. Его выступление выглядело ухудшенной версией театральных акций, которыми занимается в своем театре «Партизан» режиссер Донатас Грудович, а сам исполнитель в своем фриковании походил на исполняющего обязанности Жанны Агузаровой.
Удивительно, но «Степной волк», поначалу бывший маленьким личным предприятием Артемия Троицкого по экспорту собственных пристрастий, превратился в едва ли не самую объективную поп-культурную премию —
перечень её номинантов фиксирует ситуацию в музыке и смежных жанрах едва ли не ярче, чем список лауреатов. Впрочем, претендентов и победителей «Степного волка» определяет жюри, в которое, среди прочих, входят музыкальные критики Юрий Сапрыкин и Александр Горбачев, историк музыки Александр Кушнир и другие. Ну а причину этой странной объективности субъективной премии обозначил ее основатель: «Для меня эта премия – своего рода церемония прощания с музыкальным процессом, каким он был еще двадцать лет назад; способ смотреть на него немного со стороны».