В 2012 году государственную помощь через фонд поддержки отечественной кинематографии получат десять российских кинокомпаний: семь мейджоров, делающих коммерческое кино, и три студии, картины которых получают призы на кинофестивалях. Список мейджоров остался почти таким же, как в прошлом году: в него вошли «Централ партнершип», СТВ Сергея Сельянова, «Студия Тритэ» Никиты Михалкова, ЗАО «Дирекция кино» (Первый канал), ООО «Таббак» Тимура Бекмамбетова, «Арт Пикчерс Студия» Федора Бондарчука. Из числа лидеров кинотрасли выбыла «Продюсерская фирма Игоря Толстунова» («Профит») — её заменила «Реал-Дакота» Рената Давлетьярова.
Глава компании Movie Research Олег Иванов считает, что перемены в схеме финансирования являются плановыми: первоначальная модель должна была работать два года, по истечении которых фонд и внес корректировку.
«А если бы «лидеров» осталось, как прежде, семь, сохранился бы примерно тот же состав», — сказал Иванов «Газете.Ru».
Отобранные фондом новички действительно весьма заслуженные. ТПО «Рок» Алексея Учителя делала фильм Таисии Игуменцевой «Дорога на», которая победила в конкурсе дебютов Каннского кинофестиваля и получила один из призов на нынешнем «Кинотавре»; «Коктебель» Романа Борисевича работает с молодыми, но известными режиссерами Борисом Хлебниковым, Алексеем Попогребским, Николаем Хомерики и Василием Сигаревым; компания «Нон-стоп продакшн» Александра Роднянского известна прежде всего «Еленой» Андрея Звягинцева.
Любопытно, что в 2011 году «Реал-Дакота» и ТПО «Рок» поделили восьмое место в составляемом фондом рейтинге кинокомпаний и в итоговую семерку не попали, совсем немного уступив «Профиту».
«Ничего нет революционного в попадании в число лидеров ТПО «Рок» и «Коктебеля». То, что новобранцами в этой ситуации стали производители фестивального кино, а не индустриальных игроков, говорит о том, что в индустрии кинопроизводства поддерживать просто некого», — сказал Иванов. При этом он считает, что даже сохранившие свои места компании не вполне могут быть названы индустриальными игроками, то есть теми, кто может обеспечить определенную ритмичность своему производству и определенный уровень успеха.
В этом году Фонд кино распределяет 3,8 млрд рублей; на долю десяти компаний-мейджоров приходится 2,45 миллиарда. В интервью РИА «Новости» исполнительный директор фонда Сергей Толстиков отметил, что принято решение изменить систему финансирования: каждая студия получит деньги лишь под конкретные проекты. Пакеты таких проектов кинокомпании предоставили фонду еще на стадии составления рейтинга и отбора десятки; как именно будут распределены средства между кинокомпаниями, пока неизвестно.
«В этом распределении денег нету никакой политики — политика будет тогда, когда они скажут, на что потратят эти деньги», — заявил Иванов.
Оставшиеся средства Фонд кино планирует потратить на поддержку полнометражной анимации, детского кино и социально значимых проектов. Кроме того, фонд поддерживает прокат — не только компаний-мейджоров, а также активно занимается продвижением российского кино за рубежом и часть денег предполагает выделить для представления фильмов на фестивалях и совместное производство с киностудиями других стран.
По сравнению с прошлым годом несколько изменены условия предоставления средств. Например, фонд отказался от фиксированной доли возврата выделенных компаниям денег; по условиям прошлого года студии должны были вернуть 5% от сборов. Теперь этот процент будет изменяться в зависимости от условий финансирования конкретного проекта и может достигать даже 100%. Кроме того, фонд считает нужным довести долю компаний-мейджоров в общей годовой выручке российских лент до 12% (в прошлом году было 10%); если этот показатель не будет достигнут, финансирование будет сокращено.
«Наше кинопроизводство еще не приобрело черт индустриальности, — заключил Иванов. — Больше всех к этому состоянию подошли «Базелевс», «Централ Партнершип» и «Дирекция кино». Но вот, например, «Тритэ» — это масштабные фильмы одного режиссера, но кроме этого у них только участие в картинах других производителей. СТВ берет свое анимационными фильмами — в области полнометражного художественного кино у этой компании громких проектов не было».