Зал встретил абсурдистскую комедию «Рассказы» Михаила Сегала (на самом деле с жанровым определением тут дело обстоит сложнее) с воодушевлением, а наиболее серьезно настроенные критики после него, наоборот, загрустили. В прокат фильм собирается выпускать компания Disney, а создатели, когда их спрашивают о политическом подтексте, отшучиваются. Но, прежде чем переходить к популярной теме «Образ власти и Путина в современном российском кинематографе», стоит сказать пару слов об истории появления потенциального хита.
Сегал начинал с рекламных роликов и видеоклипов на песни групп «Сплин», «Ногу свело!» и «Каста» (музыкальным видео режиссер занимается до сих пор), а затем снял историю про немецкого солдата и белорусскую девушку «Франц + Полина». В прошлом году участвовал и победил в конкурсе короткометражек с картиной «Мир крепежа». В разговорной ленте герой Андрея Мерзликина помогал спланировать будущее молодой паре.
Потом к исходной короткометражке добавили еще пару-тройку рассказов из творческого багажа Сегала (да, он еще и писатель — выпустил книгу рассказов «Молодость») и превратили короткометражку в большое кино. Теперь составленные из четырех новелл «Рассказы» борются за призы основного конкурса «Кинотавра». В единую историю рассказы собраны сюжетом про писателя, чью рукопись отвергает издание, а сквозной темой, скажем так, становятся трудности модернизации в отдельно взятой стране.
В первом рассказе до абсурда доводится стремление распланировать наперед всю жизнь — вплоть до эмоций и переживаний.
Во втором, который называется «Круговое движение», показан восходящий путь коррупции — от сравнительно скромной суммы за техосмотр до взаимодействия в высших эшелонах власти.
Начинается этот путь в лабиринте невзрачных гаражей, а заканчивается на идеально зеленом лугу, где первое лицо страны в исполнении Игоря Угольникова подле белого коня многозначительно цитирует провинившемуся губернатору русских классиков: из «Петра Первого» Алексея Толстого президент выбирает фрагмент про отсталую Москву, а из историка Василия Осиповича Ключевского — что-то про то, как паршиво выглядит государь, когда его чиновники не справляются с обязанностями. Насколько искренен обложившийся красивыми цитатами государь, понять по хитрому прищуру артиста сложно. Но кризис вертикали власти налицо.
Третий рассказ «Энергетический кризис» оказывается мистическим триллером о поисках пропавшей девочки, к которому подключают хранительницу культурного наследия — библиотекаршу со способностями экстрасенса.
«Пушкиным интересуетесь или от Олега Ивановича?» — спрашивает женщина полицейского, заплутавшего меж полок с классиками. Энергетические потоки хранят тех, кто читает мир как стихи, но безжалостны к юным варварам.
Итоги подводит новелла «Возгорится пламя»: редактор (призер прошлого «Кинотавра» Константин Юшкевич) того самого издательства, которое не приняло рассказы автора, заводит интенсивный роман с юной красоткой (Любовь Новикова).
Стоит влюбленным заметить, что им нужно больше разговаривать друг с другом, как следует сцена безудержного секса. Идиллия рушится, когда герой решает устроить молодой подруге экзамен по истории отечества. Увы, младое племя не только не читало Ключевского, но с трудом способно воспроизвести последовательность событий XX века. Зачитываемый в финале рэп по мотивам «Интернационала» намекает на то, что кризис системы образования будет пострашнее остальных.
В основном конкурсе «Кинотавра» была также представлена картина Дмитрия Фикса «Белый мавр, или Три истории о моих соседях». Кроме того, были показаны семь картин конкурса короткого метра.