«Родина» в Новосибирске пережила приключений не меньше, чем другой кураторский проект Марата Гельмана – Icons — в Краснодаре. В Сибири, правда, не доходило до драк с православной общественностью, какие случились на вернисаже в столице Кубани, зато «Родине» пришлось трижды изменить место проведения и сроки открытия. Первоначально она должна была пройти в обширном помещении краеведческого музея в Ночь музеев, 19 мая. Однако после обращения городских депутатов, увидевших в экспонатах оскорбление патриотических и религиозных чувств россиян, решение о ее отмене было принято на уровне губернатора.
Вместо нее в тот же день в музее открылась выставка «Древняя история Земли» со скелетом мамонта Матильды и чучелом пещерного медведя.
Две фуры с работами перевезли в арендованное под экспозицию здание аэропорта Северный, однако владелец помещений через несколько дней расторг договор без убедительных причин. На 80% смонтированную выставку разобрали и перевезли на противоположный конец Новосибирска, в помещения, оставленные переехавшей «Сибирской Ярмаркой».
Там, наконец, выставка начала свою работу: ходили слухи, что для того, чтобы это все же случилось, потребовалось вмешательство аж на уровне Сибирского федерального округа.
Многофигурные композиции, составляющие большую часть выставки, напоминают музейный микс критического и социалистического реализма с легким авангардным налетом. Здесь представлены знаменитое восьмиметровое «историческое» полотно Сергея Калинина и Фарида Богдалова 'Заседание Федерального собрания', таймлайн «Времена года русской живописи» Александра Виноградова и Владимира Дубоссарского, их же ветераны из серии «За отвагу»; монументальные шахтеры Кузбасса Ильи Гапонова и Кирилла Котешова; взвесь соцреализма и американского абстракционизма в полотне Дианы Мачулиной «Двойная диверсия», масштабная композиция Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, долго экспонировавшаяся в московском ЦДХ.
Эти и другие работы представляют галерею современной русской жизни — усмотреть в них что-либо провокационное может только очень пристрастный взгляд.
В эту передвижную галерею включили и несколько произведений из проекта Виктора Бондаренко и Дмитрия Гутова «Россия для всех» — доски, на которых значатся имена и фамилии знаменитых россиян разных национальностей.
Открытие «Родины» посетил полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, в недавнем прошлом губернатор Новосибирска. «Мне очень понравилось, — сказал Толоконский. — Выставка очень полезна для региона. Ее однозначно можно назвать патриотической». Замечание тем более интересное, что буквально двумя неделями раньше в разговоре с Маратом Гельманом нынешний губернатор Василий Юрченко высказал мнение, что представляемые картины имеют мало отношения к искусству. Доводы инициатора выставки Марата Гельмана и куратора Ирины Яшковой о том, что выставка – не что иное, как размышление художников на тему представлений и клише о России, тогда услышаны не были.
Вообще у новосибирских городских властей отношение к современному искусству крайне напряженное еще со времен первых «Монстраций» художника-акциониста Артема Лоскутова (когда за шествие 2010 года Лоскутов получил премию «Инновация», в горадминистрации разразился серьезный скандал – «как допустили?»).
В этот раз Лоскутов выступил с довольно остроумной идеей — объявить протесты против выставки перформансом, являющимся составной частью проекта. Невольными участниками его новой акции стали два десятка активистов патриотических общественных объединений, среди которых движение «Народный Собор» и клуб «Суть Времени», которые вышли на согласованный пикет против «Родины». Правда, другой частью этого представления стала музыкальная программа: с расположенной непосредственно возле пикета эстрады звучали советские патриотические песни, а позже началась дискотека. Долго выдержать шумовую атаку было непросто, и гости выставки, сфотографировавшись с пикетчиками, поскорее проходили внутрь.
Через месяц «Родина» уедет в Красноярск, а в начале осени будет показана в Москве.