Азербайджанские организаторы «Евровидения», видимо, переняли у своих немецких коллег манеру волновать российских участников и зрителей — год назад Алексей Воробьев даже неэфирно выругался от долгого ожидания, когда узнал, что всё-таки вышел в финал конкурса. И на этот раз «Бурановские бабушки», исполнив «Party for Everybody» на фоне почти настоящей печки, где готовились перепечи, несколько томительных минут смотрели, как на сцене появляются их соперники из Румынии, Молдавии, Исландии, Венгрии, Дании, Албании, Кипра и Греции, — и лишь потом, девятыми, услышали, что и они тоже в финале. Хуже пришлось только ирландскому дуэту Jedward: двум экстравагантно одетым певцам, которые представляли свою страну в прошлом году и даже заняли восьмое место, а в Баку приехали, чтобы улучшить результат, досталось последнее свободное место. И ведь не спишешь эти происки на результаты голосования: в полуфинале победителей называют не в порядке набранных баллов, а по какой-то неведомой широкой публике системе — вот и волнуются те, кто оказался в самом хвосте.
Правда «Бабушки» ругаться, в отличие от Воробьева, не стали и приняли известие о своем выходе в финал со спокойным достоинством.
Да и чего бы им переживать? Букмекеры давно отдают им одно из первых мест — раньше второе, сейчас третье, причем не в полуфинале, а вообще по итогам всего конкурса. В Баку они всеобщие любимицы, и во время их выступления флагами размахивали все зрители без исключения: шоу удмуртская фолк-группа устроила на достойном уровне, а уж голосам их может позавидовать даже Рона Нишлиу, во время выступления которой, казалось, выйдет из строя микрофон, так мощно пела певица из Албании. Так что вряд ли хоть кто-то из оставшихся в полуфинале позволит себе даже подумать, что «Бурановские бабушки» заняли именно их место.
<1>
Ну и неофициальное звание самых возрастных исполнителей обязывает «Бабушек» воспринимать всё происходящее как ничего не значащую суету.
Что же показал первый полуфинал? Звонившие и отправлявшие эсэмэски зрители вкупе с профессиональными жюри ясно дали понять, что еще одной Лены Майер в этом году не случится. Претенденток нашлось сразу несколько, но ни Анмари из Латвии, ни бельгийская певица Ирис, ни Пернилла Карлссон из Финляндии, ни Валентина Монетта из Сан-Марино в финал так и не попали. Бог знает, что не понравилось тем, кто голосовал, в заводной песне «Time» израильской группы Izabo из Израиля, но инди-рокеров (так они себя называют) тоже не пустили дальше полуфинала.
Вообще от рокеров первого полуфинала голосование оставило только венгров — группу Compact Disco, которой организаторы не разрешили вытащить на сцену животных, но позволили мастерски пускать огонь со сцены под песню «Sound Of Our Hearts».
Правда, швейцарскому поп-рок дуэту Sinplus аналогичное файер-шоу не помогло, но тут ничего не попишешь — конкуренция. Совсем не повезло рэперам: все они — и едва влезающий в этот жанр Рамбо Амадеус из Черногории, и более близкий к заокеанским образцам австрийский хип-хоп дуэт Trackshittaz — остались не у дел.
Некоторые победители первого полуфинала очень хорошо дополняют друг друга — как, например, румынская группа Mandinga, вполне обошедшаяся во время номера без седьмого участника, и молдавский певец Паша Парфений — и будь в этом году на «Евровидении» Zdob si zdub, ни у кого из них не было ни малейшего шанса. И совсем не потому, что «Здобы» из Молдавии: просто тамошние румыно-молдавские напевы ясно слышатся что в песне румынов «Zaleilah», что в «Lăutar» молдаванина; и, если бы в последней этих мотивов было бы побольше, было бы совсем хорошо.
А некоторые просто похожи до степени смешения: примерно тот же номер, что и гречанка Элефтерия Элефтериу, исполнившая «Aphrodisiac», показала Иви Адаму с Кипра с песней «La La Love»: танцующе-поющая скудно одетая девушка с приятной и ненавязчивой песенкой и такой же группой поддержки.
Кроме наших «Бабушек», голосистой албанки, исландских Jedward и вроде рокеров из Венгрии, из тех, кто вышел в финал, выделилась лишь датчанка Солуна Самай. Её номер под песню «Should've Known Better» был как минимум не лишен некоторого налета индивидуальности: она подыгрывала себе на гитаре (неподключенной) в костюме то ли Саши Барона Коэна из его последнего фильма, то ли просто так сложилось. А вот исландцы Грета Салоуме и Йоунси с песней «Never Forget» сумели напомнить незабвенный дуэт Ника Кейва и Кайли Миноуг «Where The Wild Roses Grow», отличаясь лишь в деталях, но для того, чтобы быть оригинальными, игры девушки на скрипке мало.
Гадать после первого полуфинала, кто победит, — дело неблагодарное. Через два дня будут соревноваться представители еще восемнадцати стран, десять из них примут участие в финале конкурса. А ведь есть еще победители прошлогоднего «Евровидения» и нынешней страны-хозяйки Азербайджана, а также «большая пятерка» — Германия, Испания, Великобритания, Франция и Италия, чьи певцы и певицы попадают в финал без предварительного отбора. Кстати, за англичан в этом году старается легендарный Энгельберт Хампердинк, по возрасту не сильно уступающий «Бурановским бабушкам», который вполне может рассчитывать на толику уважения, доставшегося певицам из России.
«Бабушки», кстати, выступят в финале шестыми.