Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п, но без в/п (хотя тут по обстоятельствам), ездит на мотоцикле в летном шлеме. Понятно, что такому личному счастью недолго быть на свободе. Энергичная сестра (Алена Бабенко) сводит Диму с лучшей подругой Аней (Екатерина Климова). Аня – умница и красавица с длинными ногами из-под маленького платья цвета фуксии, преподает литературу в школе, кандидат на звание учителя года.
У нее только две проблемы, которые быстро станут Димиными: давний поклонник Боря, страшный бандит из Якутии (Сергей Бадюк), и алкоголь, которого девушке нельзя совсем.
Наиболее интригующая персона в титрах «Свидания» — видный продюсер, сценарист и актер Юсуп Бахшиев (три «Антикиллера», «Жесть», «Параграф 78»), который дебютирует не только в режиссуре, но и на поле романтической комедии. Смену жанровой ориентации Бахшиев мотивирует тем, что «с возрастом хочется меньше крови и больше розового и золотого», амбиций сделать какое-то программное высказывание не имеет и вообще попусту не рискует. Как и многие собратья по режиссерскому цеху, автор, кажется, руководствуется распространенным правилом, что новые сюжетные идеи нужны только тем снобам и задавакам, которые считают, что старые голливудские — плохие. Поэтому фабулой картина во многом перекликается с «Свиданием вслепую» 1987 года, где судьба сводила Брюса Уиллиса с латентной красавицей-алкоголичкой в исполнении Ким Бессинджер.
Сама идея, что совместный приключенческий запой в качестве фундамента для романа между симпатичными, но немного робкими людьми годится куда лучше, чем, скажем, абонемент в филармонию, легко может найти путь к сердцу того русского зрителя, что не чужд интеллигентской рефлексии.
Ему же адресованы чеканные культурологические диагнозы, увязывающие лень и склонность к однополым отношениям с бедственным положением русского искусства, и цеховые шутки, которыми традиционно богаты продюсерские проекты Бахшиева. У капитана ГИБДД (Григорий Сиятвинда) фамилия Куценко. А в усатом директоре загадочного полицейского департамента «Голубая горгулья», без каких бы то ни было пояснений укомплектованного пухлощекими бутузами-школьниками, опознается питерский сценарист Константин Мурзенко.
В принципе, лента вполне могла бы стать непритязательным междусобойчиком, однако встать на одну коротенькую, зато приметную полку со схожими по духу работами Григория Константинопольского (чья визионерская «Самка» и балаганные «8 ½ долларов» тоже ведь как бы ромкомы) фильму мешает по-своему трогательное авторское заблуждение, что выходящее 500 копиями «Свидание» — это крепкий, коммерчески перспективный мейнстрим. Создатели, скажем, понимают, что в романтической комедии широкого пользования на 20-й минуте герои должны поцеловаться, на 50-й поссориться и посидеть буками поодиночке у окна в приятном интерьере под грустную музыку, а на 90-й нырнуть под финальные титры на машинке с шариками.
И действительно, строго по графику, как кукушки из часов, целуются, ссорятся, сидят и ныряют.
Но истории не получается — вместо нее набор разрозненных эпизодов, между которыми на правах драматургической сцепки по-беннихиловски ниоткуда возникают залетные персонажи третьего плана и кто-то кому-то дает в лоб). Так, и у колоритного бандита Бори не выходит расположить к себе Аню. Сколько он ни задаривает героиню дворцами и брюликами, а ничего не искрит, и что с этой удивительной женщиной делать, все менее понятно.
Что отчасти примиряет со «Свиданием», одновременно просчитанным и удивительно для профессионалов неуклюжим, так это несомненная любовь, с которой явно симпатичные в быту создатели работали над своим детищем. Уложив актрису Климову спиной и с раскинутыми ногами на раму мотоцикла и прокатив ее таким манером через всю Москву, режиссер и оператор Олег Лукичёв («Гарпастум») с очень мужским энтузиазмом норовят если не остановить прекрасное мгновение, то максимально растянуть его. Потом, возможно, понимают, что вышло не особо динамично, но резать сон золотой холодными монтажными ножницами не подымается рука.
В не лучшем оригинальном фильме Блэйка Эдвардса подобного акробатического этюда нет, а с ритмом все в порядке. Однако имеется по-горбачевски категоричный антиалкогольный посыл – и он весь на лице героини Ким Бессинджер, немного тяжеловесная красота которого от опьянения не выигрывает. Жизнелюбивые авторы «Свидания» столь уверенно навстречу Минздраву не поспешают — героиня расцветает пропорционально дозировке. Зато без изменений переносят в ремейк на удивление прагматично-трезвую для ромкома мысль, что гарантированный способ снять заклятие с принцессы – это не поцелуй или колечко, а незаметно ей плеснуть.