Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике недоступные. На выставке представлены четыре века истории мирового искусства, русская и западноевропейская живопись из лучших частных собраний России – как совсем новых, начавших формироваться в 90-е годы, так и собиравшихся многие десятилетия.
Одним из главных и неожиданных для многих открытий станет коллекция Ильи Глазунова, начало которой было положено ещё в 1960-е годы.
Вкусы некогда популярного художника, которого сегодня нередко называют патриархом российского китча, отличаются изысканностью: в его собрании представлены Николай Рерих и Дмитрий Левицкий, Михаил Нестеров и итальянские живописцы.
Каждая работа из его собрания имеет свою историю — некоторые из них могли бы стать основой для авантюрного романа. Например, «Мадонна с младенцем» итальянского мастера XVII века Гверчино происходит из коллекции Жозефины Богарне: работа хранилась в замке Мальмезон, приобретенном супругой Наполеона в 1799 году. После войны 1812 года картина была приобретена для Эрмитажа, потом оказалась в московском Румянцевском музее. После 1927 года «Мадонна с младенцем» была передана в государственный музейный фонд, из которого большинство произведений продавались за рубеж, но судьба распорядилась иначе: картина жены Бонапарта попала на прилавок советского антикварного магазина, а позже – к Глазунову.
Уникальный «Портрет Екатерины II», один из шести портретов императрицы, написанных Федором Рокотовым, как рассказывает Глазунов, был прислан ему в подарок из-за границы «свернутым в трубочку».
Другой интересный коллекционер — председатель совета директоров банковской группы Альфа-банк Петр Авен; его собрание русского искусства считается одним из лучших в нашей стране. В нем представлены художники «Мира искусства», «Бубнового валета» и «Голубой розы». На выставку стоит прийти хотя бы только для того, чтобы полюбоваться на безусловные шедевры, такие как «Богоматерь с младенцем» Кузьмы Петрова-Водкина или «Победный бой» Аристарха Лентулова.
Любители западного искусства могут увидеть на работы Лукаса Кранаха, Питера Брейгеля-мл., Соломона ван Рейсдала, Давида Тенирса-мл. – как говорит сокуратор выставки, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ Вадим Садков, это «джентльменский набор старых западноевропейских мастеров, произведения которых достойны украсить экспозицию любого крупного музея, в том числе и нашего».
Несмотря на то что большинство российских коллекционеров несколько настороженно относятся к графике (она хрупка и требует особых условий хранения), в экспозиции представлены произведения замечательных французских мастеров ХХ столетия — Рауля Дюфи и Леонара Фужиты из собрания Юрия Петухова.
По словам организаторов выставки, подлинность всех экспонатов подтверждена многочисленными экспертными заключениями, а также проверенным и убедительным провенансом. Это означает, что коллекционерам, чьи собрания представлены на выставке, повезло. К сожалению, так бывает не всегда. Случается, что коллекция, формировавшаяся долгие годы, в мгновение ока превращается в ничто. Так произошло, например, с основателем музея «Дом иконы на Спиридоновке» Игорем Возяковым.
Решив организовать выставку шедевров русской живописи конца XIX – начала ХХ века, купленных им в 1990-е годы, он провел повторную экспертизу картин, которая показала, что из 15 полотен девять оказались поддельными.
Надо отдать должное выдержке коллекционера: узнав о том, что его Айвазовский, Кустодиев, Рерих и Боголюбов не более чем мастерски выполненные фальшивки, он пошел на беспрецедентный в российской истории шаг – выставил эти работы на всеобщее обозрение. Так что при желании посещение двух выставок произведений из частных собраний можно объединить, благо от Спиридоновки до Волхонки можно дойти пешком.