Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Работать с детьми сложно, как снимать снег или море»

Интервью создателей фильма «Сфера колдовства»

Создатели фильма «Сфера колдовства» рассказали «Газете.Ru» о том, где в кино пересекаются художественное и научное, кино и биология, маленький мир одного пруда и большой мир детства.

Французские биологи-кинематографисты Клод Нуридзани и Мари Перенну стали известны, когда сняли медитативный фильм о жизни насекомых «Микрокосмос». Продюсером был Жак Перрен, но пути натуралистов от кино разошлись: последний переключился с насекомых на более приятных глазу перелетных птиц («Птицы») и обитателей мирового океана («Океаны»). Связующим звеном остался композитор Брюно Куле, создающий звуковые полотна как для мегаломанских проектов Перрена, так и для более камерных работ Нуридзани и Перенну. После «Микрокосмоса» эти двое сняли картину о происхождении видов «Генезис», а теперь вернулись к малым созданиям в «Сфере колдовства», где рядом с насекомыми появляются люди: макросъемка событий из жизни стрекоз и водомерок показана как воспоминания из детства. В лирико-поэтических сценах вглядывающийся в природу мальчик встречает девочку в красном платье. Клод Нуридзани и Мари Перенну рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» о влиянии Марселя Пруста, роли музыки в их фильмах, хореографии стрекоз и разнице в подходах с Жаком Перреном.

— После «Микрокосмоса» и «Генезиса» вы двинулись в сторону художественного кино – ввели в картину людей в качестве действующих лиц. Что побудило вас к этому?

Мари Перенну: Вы не первый, кто задает подобный вопрос, всем кажется, что раньше мы делали документальное кино, а теперь перешли к художественному. Когда люди видят какие-то неординарные фильмы, они пытаются их как-то классифицировать. Но тогда, приступая к работе над «Микрокосмосом», мы вовсе не собирались снимать документальное кино. Дело в том, что мы оба с детства очень любили природу, учились на биологическом факультете, где и встретились, а в конце учебы, когда предстояло вступить в сферу научных исследований, осознали, что мы не научные работники. Пришлось искать себя в других сферах. В студенческие годы мы были завсегдатаями кинотеатров, парижской Синематеки, смотрели старые и иностранные фильмы, дружили с людьми театра и музыки, в общем, формировались в артистической среде, так что к кино пришли неслучайно. Но мы не считаем себя документалистами, а «Микрокосмос» не был документальным фильмом. Можно сказать, что и кино, и природа являются для нас явлениями, прежде всего, эстетическими.

Разумеется, наш подход, наше видение развились и изменились в процессе работы над «Микрокосмосом» и «Генезисом». В тот момент, когда нам пришла в голову идея рассказать историю, ставшую фильмом «Сфера колдовства», тут же возникла идея обратиться к детству. Природа и детство прочно связаны в нашем представлении. И по мере того как мы взрослеем и стареем, мир детства интересует нас все больше и больше. Потому что ребенок видит мир другими глазами, не так, как взрослый. Он видит ту же действительность, но его воображение работает гораздо активнее, чем у взрослого. Ребенок постоянно переходит из мира реального в мир воображаемый. Это мы и попытались показать в «Сфере колдовства».

— Дети, в отличие от существ, которых вы снимали и снимаете, могут сфальшивить, с ними надо особым образом работать — было сложно?

Клод Нуридзани : Это действительно так. Важно было с самого начала угадать с выбором детей. Мы провели большой кастинг и искали своих героев среди тех, у кого не было опыта съемок в кино, потому что сама концепция фильма требовала этого. Для нас было важно понять, что они могут привнести в фильм своим поведением, своим внешним видом, своим личным характером. Дети, которых мы выбрали, были ужасно рады — думали, как здорово будет играть в кино, но потом быстро поняли, что это будет очень тяжелая работа. Для всех. Общеизвестно, что работать в кино с детьми очень сложно — так же, как снимать море или снег. Моря не было, но был пруд и были дети. Впрочем, в конечном счете все обернулось для всех огромным удовольствием.

— Мотив соединения природы с детством, с воспоминаниями сближает фильм с литературой Марселя Пруста...

М. П.: Здорово, что вы об этом заговорили, мы обожаем Пруста! Он так прекрасно пишет о детстве в первом томе романа «В поисках утраченного времени». Эти воспоминания о том, как он поздно ложился спать, как мама приходила поцеловать его…

К. Н.: Действительно, в этом фильме есть ностальгия по каким-то вещам, которые ушли и которых больше нет. Эти вещи закончились для нас, ведь это напоминание о нашем собственном детстве. Но в то же время здесь содержится призыв к сегодняшним детям немного отложить в сторонку видеоигры и посмотреть вокруг себя, обратить внимание на природу. Один из вопросов в фильме: возможно ли это еще в наше время, когда дети так загружены? Учебные планы делают детей похожими на гендиректоров корпораций, у которых должна быть программа действий на годы вперед. Фильм говорит о том, что неплохо порой бывает и заскучать. Ведь скука невыносима для ребенка, и в момент, когда она настигает его, он начинает фантазировать, творить миры в собственной голове и смотреть по сторонам, изображать нечто. Флобер говорил, что достаточно очень внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, и он становится интересным.

— И как дети реагируют? Фильм им интересен?

М. П.: Да, они не скучают, даже самые маленькие понимают, что это история о любви.

К. Н.: И несмотря на то, что закадровый голос описывает показываемое как воспоминания, дети переживают фильм в настоящем времени. В отличие от взрослых зрителей, у которых картина запускает механизмы памяти: они потом делятся воспоминаниями из собственных жизней. А первые жизненные опыты всегда вспоминаются как моменты счастья и радости.

М. П.: После первых показов мы общались со зрителями, которые рассказывали, как в их памяти оживали очень сильные впечатления. И тот факт, что они делятся своими эмоциями, очень важен для нас. Например, одна женщина поведала целую историю: она приехала во Францию из-за границы, когда была еще ребенком, и чувствовала себя очень одиноко. И фильм ей напомнил, что чувство одиночества в детстве было таким сильным, что она обнимала деревья, отчего становилось хорошо. По-моему, очень красивый образ — настоящий сюжет для фильма.

— Музыка Брюно Куле усиливает еще один эффект: положенные на нее движения стрекоз и водомерок превращаются в танец — получается фильм-танец, похожий не на продукцию канала Discovery, а скорее на «Пину» Вима Вендерса. Насколько запланированный этот эффект?

К. Н.: Музыка — это половина фильма. Для каждого фильма мы просим нашего композитора Брюно Куле работать вместе со звукорежиссером – таким образом, чтобы постоянно выстраивался диалог музыки и тех звуков природы, которые есть в картине. Музыка не должна врываться в звуковое полотно фильма — в «Сфере колдовства» она почти прозрачна. Музыка не иллюстративна, она обволакивает фильм и создает атмосферу сказки, подыгрывает мечтательному настроению. Мальчик видит в стрекозах фей и драконов, как мы сегодня смотрим на животных и видим в них фантастических существ. Любопытно, что камера, которая является скорее научным орудием, становится для нас инструментом, с помощью которого мы запечатлеваем некие явления, живущие в наших головах.

М. П.: Вы упомянули «Пину» Вендерса. Я об этом не думала сознательно, но в наших фильмах очень мало слов, диалогов, и они и правда в каком-то смысле сделаны, как балет, в них присутствует хореография. И музыка играет в них огромную роль.

— Помимо общего композитора Брюно Куле вас что-нибудь объединяет с автором «Птиц» и «Океанов» Перреном, который был продюсером вашего первого фильма «Микрокосмос»?

М. П.: Должна вам признаться, что сотрудничество у нас тогда сложилось не очень хорошо. Мы друг друга не поняли.

К. Н.: Именно поэтому работать с ним мы не продолжаем.

М. П.: Мы, конечно, видели его последний фильм, и, честно говоря, это совсем не наше направление.

К. Н.: Когда мы сделали «Микрокосмос» и он оказался успешным, мы надеялись, что за нами по этому пути последуют другие люди. Это, конечно, должно случиться, но пока что мы по-прежнему видим большое количество традиционных фильмов. Хотя и раньше можно было встретить интересные способы показать природу: например, очень оригинальные фильмы Пелешяна (советский документалист-авангардист и автор теории дистанционного монтажа Артавазд Пелешян в 1970 году снял фильм про дикую природу «Обитатели» и фильм про осваиваемую человеком природу «Времена года» — «Газета.Ru»). Нам кажется, что «Птицы» и «Океан» – это довольно традиционное документальное кино о природе. Я не уверен, что у этих фильмов есть автор. Над ними работает огромное количество людей, масса съемочных групп снимают материал. Принцип заключается в том, чтобы собрать потом все эти отснятые кадры и смонтировать нечто впечатляющее. Но мы не слышим там голос автора, не понимаем, в чем смысл этого. Но это мое личное мнение.

Новости и материалы
Российский комментатор: Овечкина с Гретцки сравнивают болваны
Охране президента Южной Кореи разрешили стрелять при попытке его ареста
Еще три российских аэропорта приостановили работу
61-летняя Лолита снялась в полупрозрачном купальнике
В Раде рассказали об успехах Трампа по решению конфликта на Украине
В МИД РФ рассказали, как ВСУ из-за поражений отыгрываются на мирном населении
На видео попали последние секунды перед тараном кроссовера грузовиками под Новосибирском
Овечкин рассказал, получает ли он удовольствие от погони за рекордом Гретцки
Вера Брежнева выложила фото с новым возлюбленным
Названо число стран, объявивших бойкот доллару
Несколько населенных пунктов на Кубани остались без света из-за аварии
В Херсонской области повреждена критическая инфраструктура
В России рассказали о шансе для Европы спастись от «американской кабалы»
Верующим напомнили, как следует завершать рождественский пост
В Запорожской области повреждены несколько объектов инфраструктуры
Солдаты группировки «Север» организовали подземную школу операторов БПЛА
Губернатор Орловской области рассказал об атаке украинского дрона
Приставы начали изымать имущество у экс-губернатора Пензенской области
Все новости