Открывает фестиваль фильм «Аттенберг» режиссера Афины Цангари – причудливая история двадцатитрехлетней девушки Марины, которая ведет откровенные беседы о жизни с умирающим отцом-архитектором, познает неведомые ей формы человеческой близости через телесные практики, которыми она занимается с подругой, и встречает мужчину, с которым могла бы попытаться эту близость установить. Картина снята со свойственной современному европейскому кино неброскостью, но выделяется и запоминается удивительной своеобразной поэтикой. Просмотры телепрограмм сэра Дэвида Аттенборо о дикой природе рифмуются здесь с птичьими повадками героини и прогулками двух подруг, отсылающими к монтипайтоновскому Министерству нелепых походок. За роль Марины актриса Ариана Лабед получила приз на Венецианском кинофестивале 2010 года.
Искать объединяющее начало в программе фестиваля вряд ли имеет смысл: страна происхождения, общая бедность, профессиональные и личные контакты. В Греции, вообще, кино снимают мало (в стране экономический кризис), так что выбирать, пожалуй, особо не из кого. Вот оно, греческое авторское кино - все, какое есть. По крайней мере, в двух случаях - отличное.
Собственно, сама идея искать в Греции новую киноволну возникла из-за появления на фестивалях картин, снятых Цангари и ее коллегой и другом Йоргосом Лантимосом. Он здесь представлен фильмом «Альпы», участвовавшим в конкурсе Венецианского фестиваля 2011 года. Афина Цангари была сопродюсером этой картины, а также предыдущих двух работ соратника — «Кинетты» (2005) и «Клыка» (2009). Лантимос играл архитектора на пороге смерти в «Аттенберге» и также был сопродюсером фильма. Вместе они основали независимую кинокомпанию — снимали поочередно и продюсировали друг друга, в том числе по причине нехватки финансов.
В «Альпах» Лантимос изобретает странный ритуал: героиня (играющая ее актриса Ангелика Папулиа представит фильм) состоит в тайной группе, члены которой играют роли недавно умерших людей, замещая на время покойных в жизни их скорбящих родственников.
Тревожащие эксперименты Лантимос ставил и в «Клыке», где родители растили детей в изоляции от внешнего мира, конструируя их представления о реальности и создавая язык измененных значений слов. «Клык» принес режиссер победу в конкурсе «Особый взгляд» на фестивале в Канне в 2009 году и спровоцировал рост интереса к молодым греческим кинематографистам. Фильм идеально вписался бы в программу Greek Week, но тем, кто его еще не видел, знакомиться с задающим контекст фестиваля произведением придется самостоятельно. «Альпы» же некоторые критики упрекают во вторичности, но перед нами, скорее, авторская последовательность.
Йоргос Лантимос и Афина Цангари стоят в программе особняком; три других фильма фестиваля, снятые их современниками, в некотором роде задают фон.
В «Истории 52» Алексиса Алексиу соавтор лантимосовской «Кинеты» Йоргос Какнакис играет героя, который вступает в развивающую паранойю связь с женщиной. Визуальное решение, выбранное для передачи его тревожного состояния, напоминает еще недавно модные и быстро устаревшие малобюджетные хорроры.
В «Пути женщины» режиссер Панос Х. Кутрас оказывается на территории «Кожи, в которой я живу» Педро Альмодовара – рассказывает историю про знакомство вышедшего из заключения героя с транссексуалом по имени Стрелла.
Измена, опасные связи, призраки прошлого — все очень серьезно.
А в «Утраченной молодости» Аргириса Пападимитропулоса происходит встреча «Кен Парка» Ларри Кларка с «Параноид-парком» Гаса ван Сента на фоне общественно-политических проблем Греции: подросток рассекает по душным Афинам на скейте, пока его путь не пересекается с маршрутом полицейского под гнетом обстоятельств. Режиссер представит фильм и ответит на вопросы зрителей по его окончании.