15 февраля на 84-м году жизни умер режиссер, сценарист и актер Евгений Ташков, снявший «Приходите завтра», «Майора Вихря», «Адъютанта его превосходительства» и «Подростка» — фильмы, вошедшие в историю советского кино.
Актер по образованию, Евгений Ташков в 1950 году выпустился из ВГИКа и дебютировал в своей дипломной профессии в фильмах «Командир корабля» Владимира Брауна и «Капитан старой черепахи» Генриха Габая и Всеволода Воронина. В качестве режиссера он начал работать в 1957 году, сняв ленту «Страницы былого».
Однако большая слава этого режиссера началась с третьей картины, выпущенной на экраны в 1963 году.
«Приходите завтра» – киноистория о деревенской девушке Фросе Бурлаковой, приехавшей с ворохом больших надежд поступать в консерваторию, но опоздавшей к вступительным экзаменам, — вывела героиню в иконостас советского кино и сделала одним из архетипических персонажей эпохи – и хрущевской, и советской в целом.
Интересно, что сценарий картины Ташков писал вместе с исполнительницей главной роли, своей супругой и актрисой Екатериной Савиной и использовал в нем подлинные детали ее биографии.
Заметной работой стал и трехсерийный «Майор Вихрь», снятый Ташковым для ТВ, – история о советском разведчике, среди прочего предотвратившем серию взрывов, в результате которых мог быть полностью уничтожен исторический Краков. Захватывающий шпионский сериал был поставлен по сценарию Юлиана Семенова, на основе которого был написан одноименный роман. И снова авторы фильма много работали с подлинными документами: во время работы над фильмом Семенов получил доступ к документации разведгруппы «Голос», дела которой легли в основу сценария, а затем и книги. Многосерийный фильм прошел с огромным успехом и вызвал большой резонанс как в СССР, так и в Польше – споры по поводу книги Семенова и фильма Ташкова, а также реальной событийной канвы этих событий не утихают до сих пор.
Не менее прославленной оказалась и семисерийная картина «Адъютант его превосходительства». Каждая из частей предварялась титром «первым чекистам посвящается» и рассказывала о приключениях сотрудников ЧК, направленных в добровольческую армию. Роль чекиста Кольцова стала одной из главных в карьере Юрия Соломина; интересно, что первоначально Ташков утвердил на эту роль Михаила Ножкина и лишь затем принял решение заменить артиста.
На «Адъютанте…» стала очевидна важная черта его телевизионных работ, сделавшая его мастером на все времена: любой «концепции» и пропаганде Ташков всегда предпочитал интригу, которую неизменно закручивал до предела.
Он умел разглядеть и показать ее напряжение в любых сюжетах — исторических (которые в его фильмах были лишены даже намека на нафталин), классических литературных, современных.
Точно таким же сочетанием свежести и удивительной проницательности взгляда были проникнуты и другие его работы — «Дети Ванюшина» по пьесе Найденова, двухчастный фильм «Преступление» и телевизионные «Уроки французского» по книге Валентина Распутина, снятые им в 1970-е. Следующее десятилетие оказалось, быть может, не столь продуктивным, однако обозначило новый поворот в его творчестве – увлечение Достоевским. Сняв под венец застоя в 1983 году шестисерийного «Подростка» по одноименной книге русского классика (в главной роли выступил сын режиссера, актер Андрей Ташков), он через два года сделал психологический детектив «Ловкачи», а затем надолго замолчал как режиссер. Однако тему не оставлял – в 1990 снялся в фильме Ренаты и Юрия Григорьевых «Мальчики» по «Братьям Карамазовым» в роли Снегирева. И лишь в прошлом году снова обратился к любимому писателю – снял фильм «Три женщины Достоевского», ставший первым после двадцатилетнего перерыва и последним в его фильмографии.
Пересматривая сейчас его картины, ловишь себя на чувстве полнейшего растворения в повествовании – и своего, зрительского, и режиссерского.
И если в его знаменитых фильмах о разведчиках этот эффект можно приписать захватывающей литературной канве, то в случае с теми же драматичными «Уроками французского», пожалуй, природу этой потрясающей режиссерской эмпатии просто не объяснишь. Быть может, секрет в том, что Ташков всегда полностью погружался в свои фильмы – в большинстве из них был автором или соавтором сценария, во многих играл.
Еще одну из самых удивительных особенностей фильмов Ташкова легко пропустить мимо глаз, она воспринимается сегодня как нечто само собой разумеющееся: в его фильмах дух захватывает не от супергероизма или самоотверженности советских людей, а от того, в каком предельном напряжении у него всегда явлены простые человеческие материи – честь, воля, сила духа, которая навсегда осталась в глазах майора Вихря, непобедимая беспечность Фроси Бурлаковой. От того, что не зависит от цвета погон, флага и пленки. Того, чем равны герои Юлиана Семенова и Федора Достоевского. Того, что сделало Ташкова не самым заметным, но одним из лучших советских и российских режиссеров.