В Амстердаме некоммерческая организация World Press Photo объявила лауреатов одноименной премии за 2011 год. Фотографией года был признан снимок, сделанный испанцем Самуэлем Арандой во время вооруженных столкновений в Йемене: на ней изображена женщина, утешающая своего раненого родственника в мечети, переоборудованной под полевой госпиталь. За это фото Аранда также получил первую премию в разделе «Люди в новостях».
В этом году премия вручалась в 55-й раз, в конкурсе приняли участие 5 247 фотографов из 124 стран мира, которые прислали более 100 тысяч снимков, а лауреатами стали 57 человек из 24 стран.
В новостных разделах жюри отдало предпочтение революциям в арабских странах и трагедии в Японии: в разделе «Основные новости» эти темы получили все шесть премий — по три за одиночные фото и за серии снимков.
Первые призы в этих разделах достались Алексу Маджоли за снимок с каирской площади Тахрир и Реми Очлику за серию «Битва за Ливию». Четыре из шести призов достались «горячим темам» года и в категории «Горячие новости». Первые призы получили Юрий Козырев за сделанное в Ливии фото «На революционной дороге» и серия «Ярость цунами» Коичиро Тезуки.
<2>
В прошлом году среди победителей премии не было ни одного фотографа из России, зато сейчас они взяли реванш: их оказалось сразу трое, причем двое заняли первые места в своих категориях. Правда, Козырев входит в авторитетное агентство Noor и работает в штате журнала Time (в Ливию ездил от этого издания); он несколько лет работал в Ираке и уже получал награду World Press Photo за фотографии из этой страны.
Еще одну первую премию получил спортивный фотограф из Петербурга Александр Таран: в категории «Спорт» победила его серия снимков с соревнований по уличным боям «Стрелка» в Санкт-Петербурге.
В номинации «Повседневная жизнь» третье место получила серия Александра Гронского «Пастораль». «Эту серию я делал три года – ездил снимать виды на периферийные районы Москвы», — рассказал «Парку культуры» Гронский.
Свою победу фотограф во многом приписывает чистой удаче: «Вообще любой творческий конкурс – это немного лотерея, немного субъективная оценка. Чем им глянулись мои работы, ума не приложу. Но я очень рад: World Press Photo — это и признание, и известность».
Гронский указал, что, несмотря на присутствие сразу трех русских имен в списках лауреатов, говорить о каком-то триумфе национального фотодела странно.
«Вообще фотоконкурс — это соревнование в индивидуальном зачете. В призерах три русских фотографа, но обратите внимание: мы все работаем в совершенно разных жанрах».
Он и сам отмечает, что не является в традиционном понимании фотожурналистом: «У меня вообще, можно сказать, галерейная фотография, в данном случае городские пейзажи. С формальной точки зрения это документальная фотография, но вот к жанру пресс-фото эта серия может быть отнесена с большой натяжкой».
Руководитель проекта «Фотополигон» и фоторедактор ресурса «Русский репортер онлайн» Артем Чернов увеличение доли нерепортажной фотографии на World Press Photo связывает с миграцией прессы в интернет:
«Это связано со смертью бумажной прессы. В интернете все воспринимается по-другому. В отличие от традиционной печати, где в чести прежде всего «журналистская» фотография, в интернете арт-фото существует на тех же правах, что и другие жанры».
Говоря о тенденциях, которые показал нынешний конкурс, Чернов отметил уменьшение количества снимков, призванных шокировать: «Я делю призеров World Press Photo на три группы: традиционная фотожурналистка, галерейное арт-фото и «судмедэкспертиза» — то есть, условно говоря, шок и тупая кровища. В прошлом году было ощущение, что побывал на бойне. Последнего в нынешнем году стало, слава богу, меньше: даже авария на Фукусиме и арабские революции сняты без акцента на крови».
<1>
Среди трендов нынешнего конкурса Чернов, однако, выделяет увеличение доли «горячего» фото: «Работы Юрия Козырева – большую серию по арабским революциям — я бы отметил более весомо. Такого фото, где каждый кадр заранее продуман и придуман, становится меньше. А больше становится фотожурналистики, где фоторепортер показывает не столько кадр, а сам факт того, что он подошел ближе всех и оказался на месте быстрее всех. Борьба между этими трендами шла более или менее всегда, но сейчас, мне кажется, перевес именно в сторону фотожурналистики в ее репортерском понимании».
Любопытно представлены в творчестве победителей конкурса этого года страны СНГ. Фото Павла Прокопчика (третий приз в категории «Искусство и развлечения») показывает шаманский обряд обливания кровью жертвенного барана в казахском Унгуртасе. Французский фотограф Гийом Эрбо занял второе место в категории «Портреты» со снимком Инны Шевченко из движения Femen; а Брент Стиртон получил первый приз в разделе «Проблемы современности» за фотографию проститутки-наркоманки из Кривого Рога.