С Берлинале в России так не носятся, как с Венецией и Канном, но причина вовсе не в том, что из трех главных европейских фестивалей этот наименее важный. «Просто нас в Берлине не любят», — вздыхают отечественные кинематографисты. И правда, год назад поехал на берлинский конкурс сильный и неординарный фильм Александра Миндадзе «В субботу», а вернулся без наград. Обидно. Только ведь нелюбовь, как правило, взаимна, и на динамичном, современном берлинском кинофоруме нас недолюбливают небеспричинно. Ведь и мы не любим Берлинале, заведомо клеймя его за политизированность, немотивированную любовь к сексуальным и прочим меньшинствам, излишнее внимание к социальным проблемам. Уж в чем, а в этом отечественный кинематограф точно не замечен.
Мы вне социума, вне политики, вне остального мира, а меньшинствам всегда предпочтем надежное большинство.
Между тем не так уж и чужд России Берлинский фестиваль. Продюсер прошлогоднего миндадзевского фильма Александр Роднянский участвует в конкурсе с американской независимой картиной Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд», приглашение которой можно расценивать как знак поощрения: будете интегрироваться в международные процессы — не останетесь лишними на общем празднике жизни (а Берлинале с его толпами зрителей — безусловно, праздник).
Во второй по значимости программе «Панорама» участвует «Конвой» — третья лента Алексея Мизгирева, одного из самых бескомпромиссных и серьезных молодых российских режиссеров.
Выходит, наш автор включен в ряд перспективных кинематографистов, которых так ценят в Берлине. В конкурсе их немало: индонезийский лирик Эдвин с «Открытками из зоопарка», португальский абсурдист Мигель Гомеш с черно-белым «Табу», грек-формалист Спирос Статулопулос с молчаливой лав стори «Метеора», немецкий радикал Маттиас Гласнер с «Пощадой». Оказаться в такой компании, пусть и без надежды на золотых-серебренных медведей, все-таки приятно.
В отличном обществе оказался и российский документалист Андрей Грязев: его картина «Завтра» об арт-группе «Война» оказалась в общей программе неподалеку от фильма «Ай Вэйвэй: Не просить прощения», посвященного китайской звезде контемпорери-арт, и ленты «Марина Абрамович: В присутствии художника» — о легендарной родоначальнице современного перформанса.
А в целом России некого винить, кроме себя, в том, что наша территория сегодня на мировом арт-кинорынке не самая модная. Большие художники у нас по-прежнему водятся, их по-прежнему ценят, чему свидетельством прошлогодние триумфы Андрея Звягинцева и Александра Сокурова. Однако Берлинале — фестиваль демократический, авторы-мегаломаны ему менее интересны, чем скромные экспериментаторы, позволяющие увидеть мир в новом, неожиданном ракурсе. К таковым относится, например, филиппинец Бриллианте Мендоса, у которого в «Пленнице» сыграла сама Изабель Юппер, — один из самых ожидаемых конкурсантов — или китаец Вань Чуанань, чья пронзительная «Свадьба Туи» побеждала в Берлине шесть лет назад. На этот раз он представит на суд жюри масштабную историческую ленту «Белая равнина». Таков же британец Майк Ли, далекий от амбиций Большого Художника, хоть и изменивший лицо современного кинематографа своими неброскими драмами и комедиями: он на сей раз возглавляет жюри.
За рамками конкурса останутся крупные звезды, без которых фестиваль остался бы интересным только горстке киноманов и профессионалов.
Это и легендарный китаец Чжан Имоу, в чьей новой ленте «Цветы войны» сыграл оскаровский лауреат Кристиан Бэйл, и англичанин Стивен Долдри, у которого в экранизации бестселлера Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко» заняты Макс фон Сюдов, Том Хэнкс и Сандра Буллок, и Мэрил Стрип, которая приедет за почетной наградой, а заодно покажет байопик Маргарет Тэтчер — «Железную леди», и, наконец, Анджелина Джоли со своим режиссерским дебютом «В стране крови и меда». Впрочем, в конкурсе случится и явление самого Роберта Паттинсона, покорителя женских сердец и самого гламурного вампира современности. Он предстанет в удивительно уместной роли красавчика-карьериста Жоржа Дюруа в экранизации мопассановского «Милого друга» дуэтом театральных гуру из Великобритании — Деклана Донеллана и Ника Ормерода, решивших попробовать силы в кинематографе. И это тоже типичный Берлинале: признанные авторитеты переживают вторую молодость, примеряя необычные амплуа и демонстрируя ту гибкость, на которую русские кинематографисты бывают способны крайне редко.